Методические указания.

Особое внимание обратить на ключевое для темы понятие модернизации. Уяснить, в каких областях Россия отставала от уровня развития своих соседей в Европе и Азии и как это сказывалось на перспективе ее развития. Попытайтесь оценить, могла бы Россия компенсировать отставание, если бы продолжала развиваться преимущественно эволюционно, в режиме “мягких” преобразований, проводившихся при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче. Обратите внимание на определенную преемственность реформизма молодого Петра 1 по отношению к направлению реформирования, избранному его предшественниками на престоле. Новые черты этого реформизма имели отчетливую ориентацию на европейские образцы. Одной из причин этого являлись тесные контакты юного царя с иноземцами московской Немецкой слободы.

Переходя к внешней политике, определите, насколько преемственной и насколько оригинальной (по отношению к предшествующему периоду) была она у молодого царя, почему первый его поход имел целью захват турецкой крепости Азов, как была достигнута эта победа (роль флота) и какие последствия она имела.

При изучении “Великого посольства” следует основное внимание сосредоточить на его целях, участниках и результатах, особенно на тех, которые привели к изменению внешнеполитических планов. Почему Петр 1 переключился с Азовского моря на Балтийское? Ход Северной войны (используйте схемы), важнейшие сражения (подробнее о Полтаве), роль флота. Объясните, почему война не закончилась после Полтавского сражения, почему надолго затянулась. Европейские интересы в конфликте России и Швеции. Ништадтский мир. Попробуйте оценить изменение международного положения России после Северной войны. Как связано с ее итогами превращение России-царства в Российскую империю?

Особое внимание – военным реформам, заботам царя об укреплении и развитии армии и флота.

Разбирая реформы в сфере экономики, выделите факторы, которые их направляли. Какими наиболее крупными достижениями характеризуется результат модернизации в этой области. Введение подушного обложения – подготовка и проведение реформы. Заметьте, что реформирование производилось при сохранении крепостнических порядков.

Изучая реформы в сфере государственного управления, уясните их цель, взятые за основу образцы и основное содержание. Чем машина управления, созданная Петром, отличалась от существовавшей прежде? Чем занимались новые органы управления: Сенат, коллегии, комиссии? Что определяло назначение на гражданские и военные посты?

Изучая крайне важные реформы в социальной и культурной сфере, обратите внимание на то, что различные слои населения они затронули далеко не в равной степени.

В заключении попробуйте оценить, какую цену заплатила Россия за резкой рывок в своем развитии, именуемый петровской модернизацией.