ПО ЛЕТОПИСНОМУ РАССКАЗУ.

МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1648 г.

КРЕСТЬЯНСКОГО ВЫХОДА, 1595 г. ИЮЛЯ 8.

С УПОМИНАНИЕМ ЗАКОНА 1592 ИЛИ 1593 г. О ЗАПРЕЩЕНИИ

ГРАМОТА ЦАРЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА

От царя и великого князя Федора Ивановича всея Русии в нашу отчину в Великий Новгород воеводе нашему князю Данилу Ондреевичю Нохтеву с товарыщи.<…> А как (в прошлом) в 95-м году (1586-1587 гг.) по нашей грамоте дьяки наши Сава Фр(олов) да Семейка Емельянов велели быти в том Пант(елее)ве монастыре тому строителю Дософею з братьею, и дали деи им ис Пантелеев-ской вотчины ис пуста в Деревской пятине, в Курском присуде, в Петровском погосте деревню Липицы, две обжи, да деревню Я(ков)лево сельцо, две обжи ж, да деревню Индриково. Всего п(ять) обеж на л(готу) на десять лет з 95-го по сто пятой год (7105 или 1596-1597 гг.). А в те деи было лготные лета тому строителю Дософею з братьею на тех лготных пяти обжах (пашню) роспахати, и поля огородити, и сенные покосы роз(чистити), и дворы поставити, и кресть­ян назвати. И тово деи строителя старца Дософея не стало. А как деи мы от-чи(ну) своею Ямогород взяли и те деи старцы ямогородцкие (из Пантелеева монастыря вышли на Ямогород в прежние свои монастыри. А тех деи они лготных пяти обеж пашни не роспахали, а поль не огородили, и сенных покосов не розчистили, и дворов не поставили, и крестьян не назвали, а пахали деи они в тех лготных пяти обжах только две обжи собою на монастырь.

И нынеча деи их тем лготным пяти обжам срок находит. А они деи после тех ямогородцких старцов пришли в тот Пантелеев монастырь на пусто, и им до тех лготн(ых) пяти обеж крестьяны навести немочно, потому что ныне по нашему указу крестьяном и бобылем в(ыходу) нет, а казны деи у них мона-стырьской в том Пантелееве монастыре нет же, подмоги давати крестьяном нечем (же), и нашего деи годового хлебного и денежного жалованья в тот Пан­телеев монастырь не идет ничего, и около деи того монастыри пашенки и ого­родцу нет. <...>

Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII вв. / Под ред. А.А. Зимина. М., 1962.

Вопросы:

1. В чем причины усиления процесса закрепощения крестьян в конце XVI в.?

2. К каким последствиям привели действия власти, описанные в документе?

 

 

Документ 4

156-го (1648 г.) июня в 2 день праздновали Стретению чюдотворныя иконы Владимирския.<…> И на праздник Стретения чюдотворныя иконы Владимирские было смятение в мире, били челом всею землею государю на земсково судью на Левонтья Сте­панова сына Плещеева, что от нево в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по ево Левонтьеву наученью от воровских людей напрасные оговоры. И государь царь того дни всей земле ево Левонтья не вы­дал.

И того ж дни возмутились миром на ево Левонтьевых заступников, на боя­рина и государева царева дятку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничево на Петра Тиханова сына Траханиотова, да на думново дьяка на Назарья Иванова сына Чистово и иных многих единомыслеников их, и домы их миром розбили и розграбили. И самово думново дьяка Назарья Чистого у нево в дому до смерти прибили.

И июня в 3 день, видя государь царь такое в миру великое смятение, велел ево земсково судью Левонтья Плещеева всей земле выдать головою, и его Лево­нтья миром на Пожаре прибили ослопьем. И учели миром просити и заступ­ников ево единомыслеников Бориса Морозова и Петра Траханиотова. А заступников Левонтьевых Бориса Морозова и Петра Тра­ханиотова указал де государь с Москвы разослать, где дс вам миряном годно. И впредь де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказех не бывать И на том государь царь к Спасову образу прикладывался, и миром и всею землею положили на ево государьскую волю.

И того ж дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов науче­нием дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели всю Москву выжечь.<…> И июня в 4 день миром и всею землею опять за их великую измену и за пожег возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханио­това у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи июня против 4 числа послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железной воеводою. И видя государь царь во всей земле ве­ликое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семена Романовича Пожарсково, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев тово Петра Траханиотова на доро­ге сугнать и привесть к себе государю к Москве. И окольничей князь Семен Романович Пожарской сугнал ево Петра на дороге у Троицы в Сергиеве мона­стыре и привез ево к Москве связана июня в 5 день. И государь царь велел ево Петра Траханиотова за ту их измену и за московской пожег перед миром каз­нить на Пожаре. А тово Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кирилов монастырь на Белоозеро, а за то ево не каз­нить, что он государя царя дятка, вскормил ево государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду ево Морозовым нигде в приказех у государе­вых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел.

Городские восстания в Московском государстве XVII в. Сборник документов. М.-Л., 1935.

 

Вопросы:

1. В чем причина восстания, описанного в документе?

2.На какие взаимоотношения власти и общества может указать данный документ?


Тема: Поиск путей модернизации общественной жизни России в XVIII в. Преобразования Петра I

 

План:

1. Модернизация: потребность в ней (причины) и первые попытки осуществления, предпринимавшиеся в допетровский период

2. Петровские реформы: избранные образцы и подготовка

3. Петровские реформы: основные направления и содержание

4. Цена петровской модернизации России

 

Научная литература

Анисимов, Е.В. Время петровских реформ / Е.В.Анисимов. Л., 1989.

Богословский, М.М. Петр 1. Материалы для биографии / М.М.Богословский. Любое издание.

Павленко, Н.И. Петр Великий / Н.И.Павленко. М., 1994.

Петр Великий. Сборник. / Сост. Е.В. Анисимов. М., 2007.

Россия в период реформ Петра I. Сборник. М., 1973.

 

Публицистика и историко-художественная литература

Толстой, А.Н. Петр Первый / А.Н.Толстой. М., 1984 или любое другое издание.

Соловьев, С.М. Публичные чтения о Петре Великом / С.М.Соловьёв. Любое издание.

Пушкин, А.С. Арап Петра Великого / А.С.Пушкин. – М., 1974.

Старые годы. Сборник произведений писателей первой половины XIX в. М, 1988.