ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА УГРЕ.
СУДЕБНИК 1497 г. О КРЕСТЬЯНАХ И ХОЛОПАХ.
«Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры о суде как судити бояром и околничим...
Статья 57. О христианском отказе. А Христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит
четверти двора, а четыре годы поживет, и он весь двор платит. <...>
Статья 66. О полной грамоте (самопродажа в рабство).По полной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жита, то не холопи; а по городцкому ключю (служба.) не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп.
Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952.
Вопросы:
1. Статья 57: на каких условиях крестьянин мог уйти от своего помещика? Что нового в эти условия вводит Судебник 1497 г.?
2. Статья 66: что изменялось в положении холопов по Судебнику 1497?
Документ 2
Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. <…>
Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Лю-бутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал - были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. <…>
И пришли татары, начали стрелять, а наши - в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие - на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон -одни других боялись. <…>
Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар - чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. <…> Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
Царь же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил.
В 6989 (1481) году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу богу и пречистой Богородице, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но сам господь спас нас по молитвам пречистой и всех святых. Аминь».
Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века /
Пер. Я.С. Лурье. М., 1982.
Вопросы:
1.В чем проявились успехи внешней политики Ивана III в описываемый период?
2.Используя текст документа,назовите причины победы Ивана III?
Документ 3