ПОВЕСТЬ О СТОЯНИИ НА УГРЕ.

СУДЕБНИК 1497 г. О КРЕСТЬЯНАХ И ХОЛОПАХ.

«Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры о суде как судити бояром и околничим...

Статья 57. О христианском отказе. А Христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит

четверти двора, а четыре годы поживет, и он весь двор платит. <...>

Статья 66. О полной грамоте (самопродажа в рабство).По пол­ной грамоте холоп. По тиуньству и по ключю по сельскому холоп з докладом и без докладу, и с женою и с детми, которые у одного государя; а которые его дети у иного или себе учнут жита, то не холопи; а по городцкому ключю (служба.) не холоп; по робе холоп, по холопе роба, приданой холоп, по духовной холоп.

Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952.

 

Вопросы:

1. Статья 57: на каких условиях крестьянин мог уйти от своего помещика? Что нового в эти условия вводит Судебник 1497 г.?

2. Статья 66: что изменялось в положении холопов по Судебнику 1497?

 

Документ 2

Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми си­лами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы. <…>

Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Лю-бутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал - были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, коро­левскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. <…>

И пришли татары, начали стрелять, а наши - в них, одни наступали на вой­ска князя Андрея, другие многие - на великого князя, а третьи внезапно напа­дали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы па­дали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон -одни других боялись. <…>

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перей­ти к себе в Кременец, боясь наступления татар - чтобы, соединившись, всту­пить в битву с противником. <…> Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

Царь же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил.

В 6989 (1481) году пришел князь великий в Москву из Боровска и воздал хвалу богу и пречистой Богородице, говоря: «Не ангел, не человек спас нас, но сам господь спас нас по молитвам пречистой и всех святых. Аминь».

Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века /

Пер. Я.С. Лурье. М., 1982.

Вопросы:

1.В чем проявились успехи внешней политики Ивана III в описываемый период?

2.Используя текст документа,назовите причины победы Ивана III?

 

Документ 3