Повесть Временных лет о расселении славянских племен.

Маврикий, Стратегикон, VII в. н.э.

Племена славян и антов сход­ны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пи­ще. R прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их), из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, при­нимавший его раньше начинает войну (против виновного), счи­тая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в тече­ние неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы…

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие слу­чающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним откры­то не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя поль­зуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов…Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и неболь­шими стрелами, намоченными особым для стрел ядом.

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах.

 

Вопросы:

1. Какие качества славян Маврикий в своем описании ставит на первое место и с чем это связано?

2. Какие сведения об общественном строе славянских племен можно получить из описания их обычаев в отрывке?

3. Что общего в описаниях Маврикия и Прокопия Кесарийского?

 

Документ 3.

...По многом времени осели сла­вяне по Дунаю, где ныне Вен­герская земля и Болгарская, и от тех славян разошлись по земле и назвались именами своими, где кто, сел на каком ме­сте, кто осел на реке Морава, и назвались Морава, а другие Чехами назвались. А вот тоже славяне: белые хорваты, сербы, хорваты... Другие же славяне пришли и поселились на Висле и назвались Ляхами, от тех Ляхов назвались Поляне, Ляхи другие Лютичи, иные Мазовшане, иные Поморяне. Так же и те славя­не, которые пришли и поселились по Днепру, назвались Поля­нами, а другие Древлянами, потому что жили в лесах, а другие поселились между Припятью и Двиной и назвались Дре­говичи, другие осели на Двине и назвались Полочане по речке Полота, впадающей в Двину, от нее прозвались Полочане. Сло­вене же сели около озера Ильменя, и назвались своим именем, и сделали город, и назвали его Новгород. А другие поселились по Десне, и по Сейму, по Суле и назвались Северянами. И так распространился славянский язык, по нему и грамота назвалась Славянская.

 

Вопросы:

1. Какие из восточнославянских племенных союзов перечислены в отрывке? Какие территории они занимали?

2. Что в летописи говорится о прародине восточных славян?

 

Документ 4.