Повесть Временных лет о расселении славянских племен.
Маврикий, Стратегикон, VII в. н.э.
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. R прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их), из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы…
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов…Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом.
Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах.
Вопросы:
1. Какие качества славян Маврикий в своем описании ставит на первое место и с чем это связано?
2. Какие сведения об общественном строе славянских племен можно получить из описания их обычаев в отрывке?
3. Что общего в описаниях Маврикия и Прокопия Кесарийского?
Документ 3.
...По многом времени осели славяне по Дунаю, где ныне Венгерская земля и Болгарская, и от тех славян разошлись по земле и назвались именами своими, где кто, сел на каком месте, кто осел на реке Морава, и назвались Морава, а другие Чехами назвались. А вот тоже славяне: белые хорваты, сербы, хорваты... Другие же славяне пришли и поселились на Висле и назвались Ляхами, от тех Ляхов назвались Поляне, Ляхи другие Лютичи, иные Мазовшане, иные Поморяне. Так же и те славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назвались Полянами, а другие Древлянами, потому что жили в лесах, а другие поселились между Припятью и Двиной и назвались Дреговичи, другие осели на Двине и назвались Полочане по речке Полота, впадающей в Двину, от нее прозвались Полочане. Словене же сели около озера Ильменя, и назвались своим именем, и сделали город, и назвали его Новгород. А другие поселились по Десне, и по Сейму, по Суле и назвались Северянами. И так распространился славянский язык, по нему и грамота назвалась Славянская.
Вопросы:
1. Какие из восточнославянских племенных союзов перечислены в отрывке? Какие территории они занимали?
2. Что в летописи говорится о прародине восточных славян?
Документ 4.