Введение.

В современных условиях формирующееся новое российское общество предъявляет и новые требования к подготовке специалистов гуманитарного и технического профиля. Среди гуманитарных дисциплин особую значимость приобретает история. Выдающиеся мыслители прошлого – М.Т. Цицерон, Ф. Бэкон, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский отличали важность и необходимость её изучения. Ключевский подчеркивал, что «знание прошедшего – учит понимать настоящее». «Настоящее,- вторит ему К. Ясперс,- совершается на основе исторического прошлого».

Историческая наука позволяет использовать этот опыт всем. Память о прошлом, традиции, выработанные веками и передающиеся из поколения в поколение, и новые, развивающиеся социальные тенденции, составляют важную часть национального сознания. Уроки истории, правильно понятые, могут уберечь народы от многих бед.

Мировая практика свидетельствует, что там, где сумели эффективно привлечь к реформам культурно-историческое наследие, модернизация оказалась наиболее плодотворной. Поэтому в настоящее время история приобретает стратегическое значение для гуманитарной образовательной среды.

Важно отметить, что в России важнейшей доминантой общественного сознания являлось историческое миропонимание. То миропонимание, которым руководствовались несколько поколений людей в советскую эпоху, в значительной мере разрушено.

Историческая наука переживает очередной период глубокой трансформации, Наблюдается негативное отношение к изучению и анализу исторического процесса, к использованию российского опыта предшествующих поколений.

Причины такого отношения многообразны. Формированию исторического нигилизма способствуют неизжитые до сих пор идеологизированность и тенденциозность исторического материала, созданного в советский период. Многие события и факты из-за не использования архивных документов и исторических источников фальсифицированы, что порождает скепсис и недоверие к историческим материалам. Необходимо отметить и рост исторического мифотворчества. Дилетанты всех мастей пишут и переписывают историю, акцентируя внимание на одиозных и сенсационных фактах.

Перед студентами стоит огромная задача, критически переосмыслить многие события истории, не предавая забвению то, что было великого в российской истории, но и не замалчивая её трагические страницы. В этом студенту помогут многообразные источники, находящиеся на вооружении исторической науки: письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, устные, а также аудиовизуальные документы.

Некоторые исторические документы представлены в данном пособии, и работа с ними позволит учащимся приблизиться к познанию исторической истины.

Велико нравственно-этическое и образовательное значение исторических знаний: «Уважения к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - отмечал А.С. Пушкин. Исторические знания являются важнейшим компонентом духовной культуры. В то же время познание истории позволит студенту решать чисто практические задачи – развивать и повышать мыслительно-словесную культуру, расширять свой жизненный кругозор, что создает основу для более успешного овладения специальными дисциплинами.