Международная экологическая безопасность

 

 

Международная экологическая безопасность — это система норм права, содержащихся в международных договорах, соглашениях, конвенциях, решениях международных организаций, регулирующих использование и охрану природных объектов и благоприятную окружающую среду.

Предметом международной экологической безопасности являются экологические отношения по поводу таких природных объектов, использование и охрана которых требует согласованных действий сопредельных государств или всего мирового сообщества — Мировой океан, воздушный бассейн, Космос, Антарктида, мигрирующие животные и др.

Нормативно-правовые акты, являющиеся источниками международного права окружающей среды, могут быть классифицированы по различным основаниям, но особый интерес представляет классификация их по природным объектам, отношения по поводу использования и охраны которых они регулируют. По этому основанию могут быть выделены международные договоры, соглашения и конвенции, касающиеся природных комплексов отдельных регионов — Антарктики, Арктики, Африки и др.; использования и охраны флоры и фауны; воды; атмосферного воздуха; озонового слоя и др.

Многие международные соглашения и конвенции ранее были подписаны СССР и вытекающие из них права и обязательства в области международной охраны и использования природных объектов в настоящее время возлагаются на Российскую Федерацию как правоприемника Советского Союза. Многие международные соглашения и конвенции подписаны самой Российской Федерацией. Такова, например, Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная в городе Рио-де-Жанейро 13 июня 1992 г. (см. Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. «О ратификации конвенции о биологическом разнообразии»), имеющая важное значение для охраны и использования животного и растительного мира.

Значительная роль в международно-правовой охране окружающей природной среды принадлежит решениям, принимаемым теми или иными международными организациями, и в первую очередь Организацией Объединенных Наций. Таковы принятые Стокгольмской конференцией ООН по окружающей природной среде 1972 года Декларация принципов и План мероприятий, содержащий 109 пунктов, в которых предусматриваются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей природной среды и взаимоотношения государств и международных организаций в данной сфере.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся 3–14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро, были подведены итоги двадцатилетней деятельности по охране окружающей природной среды. На ней была принята Декларация, в которой были сформулированы основные принципы охраны окружающей природной среды, а также Повестка дня — XXI век, предусматривающая обширную программу действий по охране природы в следующем столетии.

Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП (United Nations Environment Programme). Действует он на постоянной основе со штаб-квартирой в Найроби (Кения).

Руководящим органом ЮНЕП является Совет управляющих, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот Совет возложены функции осуществления содействия международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление рекомендаций по проведению соответствующей политики, осуществление руководства и координации природоохранных программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие международным сообществам в накоплении и оценке знаний и информации об окружающей среде.

В связи с тем, что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:

ЮНЕСКО(United Nations Education, Scientific and Cultural Organization) выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;

ФАО (Food and Agricultural Organization of the United Nations) имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;

ВОЗ(Всемирная организация здравоохранения — World Heath Organizatiоn) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;

ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization) содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;

MAГАTE (International Atomic Energy Agency) разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.

Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) (The Global Environment Facility). Созданный в начале 90-х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию (the United Nations Development Programme), Программа ООН по окружающей среде (the United Nations Environmental Programme) и Всемирный банк (World Bank). В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.

Все указанные выше организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Кроме них вопросами охраны окружающей среды по отдельным аспектам так или иначе занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН.

Импульсы в постановке глобальных эколого-экономических проблем и разработке направлений их решения придают международные конференции по охране природы. Точкой отсчета в этой деятельности, как уже говорилось, следует считать Стокгольмскую конференцию (1972 г.), день открытия которой—5 июня— был впоследствии объявлен Всемирным днем окружающей среды.

Наиболее значимыми являются конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), об охране озонового слоя (1985 г.), по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.), по защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), о биологическом разнообразии (1992 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по защите морской среды региона Балтийского моря, об охране всемирного культурного и природного наследия по борьбе с опустыниванием, об изменении климата, о принятии международных мер в отношении отдельных стойких органических загрязнений, по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и др.

Указанные выше конвенции предусматривают применение вполне конкретных мер по достижению установленных целей и параметров. Так, например, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха ставятся задачи по снижению к определенному времени выбросов серы, окислов азота в установленных объемах, а в последние годы — по ограничению выбросов стойких органических соединений и тяжелых металлов. В 1996—1997 гг. эта конвенция дополнена соглашениями о трансграничном воздействии промышленных аварий, об охране и использовании трансграничных водных путей и международных озер, об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

 

Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20.

Рио+20 — важная веха в ряду крупных конференций ООН, центральной из которых стал Саммит Земли- Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года, поставивший вопросы устойчивого развития на первое место в повестке дня Организации Объединенных Наций и международного сообщества.

На «Рио+20» страны попытались найти пути их претворения в жизнь посредством осуществления следующих мер:

· Переход к более безопасной для экологии экономике с уделением особого внимания искоренению нищеты.

· Защита океанов от отлова рыбы, разрушения морских экосистем и отрицательного воздействия изменения климата.

· Рациональное обустройство городов и создание в них более благоприятных условий для жизни.

· Более широкое использование возобновляемых источников энергии, что позволит существенно сократить выбросы углерода и масштабы загрязнения окружающей среды внутри и вне помещений, одновременно содействуя экономическому росту.

· Более эффективное управление лесами обеспечивает целый ряд преимуществ — сокращение масштабов обезлесения вдвое к 2030 году позволит избежать ущерба от изменения климата в результате выброса парниковых газов, составляющего, по оценкам, 3,7 трлн долл. США, если даже не учитывать стоимость рабочих мест и дохода, биоразнообразия, чистой воды и медицинских препаратов, обеспечиваемых лесами.

· Улучшение способов сохранения и управления водными ресурсами в целях содействия развитию и защиты от опустынивания.


7.8 Концепция устойчивого развития, переход к «зеленой» экономике

 

Концепция устойчивого развития была заложена в основу работы Международной комиссии по окружающей среде и развитию («Комиссии Брундтланд» в 1984-1987 г.г.). Наиболее распространенное определение устойчивого развития дано в докладе этой комиссии « Наше общее будущее»- Это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Доклад был обсужден и принят на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в конце 1987 г. Затем концепция устойчивого развития получила одобрение на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г., Всемирном форуме по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2012г. и находилась в центре формирования будущего развития человечества на Конференции «Рио+20» в июне 2012 года.

Характерными чертами экологически устойчивой экономики были определены:

- заметное сокращения использования сырья и энергии;

- сокращение использования ископаемого топлива и переход на возобновляемую энергетику;

- экономика замкнутого цикла, в которой материальные ресурсы( кроме энергии) используются повторно через экономику ( а не природу) - хранилища отходов используются только временно;

- не используются токсичные вещества;

- компактные зоны хозяйственной деятельности и поселений ( остальное природа);

- стабильное по численности население;

- в основе экономики - торговля услугами, а не товарами.

Климатические изменения и финансово-экономический кризис 2007-2008 г.г. вызвали интерес к переходу стран на «зеленую»- низкоуглеродистую, энергосберегающую, менее водоемкую и экосистемную экономику в рамках концепции устойчивого развития.

ЮНЕП определяет «зеленую» экономику как такую экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение.

Эта концепция охватывает два вопроса, определяющих суть будущего планеты: сохранение окружающей среды, биоразнообразия и экосистемных услуг, а также устойчивое развитие, обеспечивающее источники средств к существованию и возможности создания «зеленых» рабочих мест наряду с ослаблением нищеты. Переход на зеленый рост тесно связан с вопросами климатических изменений, в которых превалирует две стратегии: сокращение антропогенных выбросов парниковых газов и адаптация к изменению климата. В связи с растущим водным дефицитом в мире стали уделять внимание водоемкости производимой продукции, а в международной торговле товарами - доле воды в них. Появилась концепция «виртуальной» воды, которая вписывается в парадигму устойчивого развития.

Виртуальная вода в продукте хозяйственной деятельности - это объем пресной воды, измеряемый в месте производства товара. Речь идет об объеме воды, который использовался на различных стадиях производства.

Европа планирует третью промышленную революцию Две предшествующие революции – взаимодействие новых технологий связи с новыми источниками энергии.

Первая промышленная революция (1760-1840) экономика угля и пара, механизация текстильной промышленности.

Вторая ( с начала 20 века) экономика нефти: конвейер, массовое производство, распространение городов, развитие науки и техники - применение стали, железные дороги, химикаты, электричество в домах, электрические средства связи - от телефона до радио и телевидения, двигатель внутреннего сгорания, автомобилизация, капиталоемкие технологии.

Третья - энергетический интернет для всей экономики; нецентрализованные и неиерархические источники энергии.

США делают ставку на «зеленую» энергию: до 2025 г. достичь использования 25 % возобновляемых источников энергии (ВИЭ). США инвестируют в экотехнологии примерно 112 млрд. долларов, делая ставку на усовершенствование гибридных двигателей и изучение высокоэффективных батарей. Китай вложил в зеленых технологии почти 20 млрд. долларов. В Европе планируют затратить 6 млрд. евро для ВИЭ, 500 млн. евро на оффшорные парки ветроустановок, 7 млдр. евро - на энергоэффективность - экономные машины. здания. фабрики.

Приоритеты третьей промышленной революции.

1. Всемерный переход на ВИЭ, 20 % к 2020 г.

2. Сбор и перераспределение энергии - дома как энергетические установки: создание в домах энергосистем с солнечными модулями, теплоснабжение - с системами солнечных коллекторов или тепловых насосов.

3. Запасание энергии - бесперебойное снабжение энергией, внедрение различных энергосберегающих технологий, замена углеродных энергоносителей на водород.

4. Создание «энергетического интернета» - новой конфигурации систем передачи энергии между континентами, учитывающих и распределяющих излишки энергии предпринимателей и жителей домов общей инфраструктуры для ее передачи.

5. Переход на электротранспорт и топливные батареи и отказ от двигателей внутреннего сгорания.