Экологический контроль и экспертиза

 

Экологический контроль – это важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и ораны ОС от вредных воздействий, это функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды.

Экологическим контролем в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права ОС к исполнению экологических требований.

Путем экологического контроля выполняются и достигаются следующие задачи:

1. выявление нарушений экологического законодательства;

2. пресечение экологических правонарушений;

3. поддержание законности и правопорядка;

4. предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.

Экологический контроль выполняет ряд функций:

1. предупредительную (ее роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений);

2. информационную (связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов);

3. карательную (проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований, предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок).

Виды экологического контроля:

1. государственный ЭК;

2. ведомственный ЭК;

3. производственный ЭК;

4. общественный ЭК.

 

1. Государственный экологический контроль (ГЭК)

Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов ГЭК:

· Право посещать предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчинений и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;

· Право проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных требований и нормативов;

· Право устанавливать нормативы и давать разрешения на сбросы и выбросы вредных веществ;

· Право назначать ГЭЭ;

· Право требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к ответственности, направлять материалы в суд и т.д.;

· Право принимать решения об ограничении, приостановлении или прекращении функционирования любых предприятий и объектов в случае нарушения экологических требований.

· Носит надведомственный характер.

 

2. Ведомственный экологический контроль (ВЭК)

Сущность ВЭК заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране ОС подведомственными объектами.

К таким объектам относятся государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов.

Ведомственный контроль осуществляется государственными органами. Но не является частью ГЭК.

Проводится министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной ОС (мин. природных ресурсов, госкомэкологии и др.). Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения и территориальные органы.

 

3. Производственный экологический контроль (ПЭК)

Сферой ПЭК является производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Содержание ПЭК зависит, прежде всего, от специфики предприятия.

Контроль осуществляют руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главный инженер, главный энергетик и т.п.) и производственных подразделений.

Главной задачей ПЭК является проверка:

· Выполнения платов и мероприятий по рациональному природопользованию и охране ОС;

· Соблюдения нормативов ПДВ на ОС.

· Выполнения иных требований законодательства об охране ОС.

 

4. Общественный экологический контроль (ОЭК)

Осуществляется общественными организациями, профсоюзами, гражданами, органами местного самоуправления.

Задачей ОЭК является проверка выполнения требований закона «Об охране ОС».

По закону РФ ОЭК может осуществляться в различных формах:

· Общественные слушания;

· Референдумы;

· Общественная экологическая экспертиза;

· Обращение в СМИ;

· Направление жалоб, заявлений и исков в природоохранительные органы и суды.

Одним из решающих факторов обеспечения охраны ок­ружающей среды является экологическая экспертиза, про­водимая в стране более десяти лет. «Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Ее цель — предупрежде­ние возможных неблагоприятных воздействий хозяйствен­ной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об эко­логической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

3. комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании эколо­гических и экономических интересов, обеспечивающем приори­тет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружаю­щую среду.

Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законода­тельной основе, т. е. необходимо наличие правовых норм, регу­лирующих порядок назначения и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об экологической экспертизе.

Независимость и вневедомственностъ экологической эк­спертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, нор­мативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведом­ственная экологическая экспертиза.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны ок­ружающей природной среды об обеспечении населения необхо­димой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической информации тесно связана с привле­чением общественности к участию, в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия многообразны: рассмотре­ние предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, прове­дение референдумов и др.