Законодательное обеспечение экологической безопасности в РФ

 

Концепция национальной безопасности РФ среди основных задач в области обеспечения национальной безопасности выделяет коренное улучшение экологической ситуации в стране. Обеспечение экологической безопасности России Концепция относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Экологическая безопасность означает не только охрану окружающей среды, но и определение национальных интересов в этой сфере, выработку и проведение государственной политики по предупреждению возможности угроз и минимизации их последствий. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация ее интересов потребует внесения корректив в экономическое развитие страны, установления научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого его развития.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ обеспечение экологической безопасности становится актуальным направлением деятельности государства и общества.

В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы. Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ (от 12.12.1993г.).

Именно в конституции определены основы конституционного строя, права и свободы граждан, в т.ч. и в сфере экологических отношений.

Согласно ст. 42 конституции РФ каждый имеет право на благоприятную ОС, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Ст. 9 конституции РФ указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Современное состояние экологического законодательства характеризуется наличием довольно широкого круга федеральных законов прямого действия, регулирующих отношения по обеспечению экологической безопасности и образующих юридическую основу перечисленных выше направлений деятельности в области обеспечения экологической безопасности, на базе и согласно которым субъекты Российской Федерации будут развивать свое законодательство.

Основополагающим законом в области обеспечения экологической безопасности является федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

На предотвращение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности направлены сформулированные в Законе основные положения об экономическом механизме охраны окружающей среды, о нормировании качества окружающей среды, об экологической экспертизе, о чрезвычайных экологических ситуациях, об экологическом контроле, а также экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

В этом главном законе отражены следующие вопросы:

1. право граждан на здоровую и благоприятную ОС

2. экономический механизм охраны ОС

3. нормирование качества ОС

4. государственная экологическая экспертиза

5. экологические требования при выполнении производственной или иной деятельности

6. экологические ЧС

7. особо охраняемые экологические природные территории и объекты

8. экологический контроль

9. ответственность за экологические правонарушения

10. международное сотрудничество

 

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ определяет общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе и при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, представляющей угрозу экологической безопасности.

Значимым Законом, регулирующим отношения в области обеспечения экологической безопасности, является ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ. Реализация конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду закреплена в преамбуле Закона в качестве основной цели его принятия. В Законе установлены основные принципы экологической экспертизы: презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности; экологической безопасности при проведении экологической экспертизы и др. Закон достаточно подробно регламентирует: полномочия различных органов в области экологической экспертизы; объекты экологической экспертизы, порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы; права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы.

Не менее важен ФЗ «О радиационной безопасности» населения от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ., который определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
В Законе закреплены: гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения и работников; общие требования к обеспечению радиационной безопасности; права и обязанности компетентных органов, должностных лиц и населения в области обеспечения радиационной безопасности.

ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ обозначает комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно на аварийно-опасных предприятиях и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, перечень которых приводится в приложениях к Закону. В соответствии с Законом требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам экологической безопасности.
ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

Целью принятия ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду. Указанная цель достигается путем лицензирования деятельности по обращению с отходами; разработки нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; составления паспортов опасных отходов; установления жестких требований безопасности на всех этапах обращения с опасными отходами.

Нормы, регулирующие отношения в области обеспечения экологической безопасности, содержатся также в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г., в ФЗ «О недрах» от 21 февраля 1992 г., «О континентальном шельфе» РФ от 30 ноября 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г., в Лесном кодексе РФ от 4 декабря 2006 г. и других законах.
Отметим, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами.

Законодательные акты можно разделить на 3 подсистемы:

1. нормативные акты комплексного правового регулирования (ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2. нормативные акты, регулирующие использование только природных ресурсов (лесной кодекс, водный кодекс);

3. нормативные акты, регулирующие воздействие на человека и ОС (закон «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности»);

В науке прочно утвердился термин глобальная экологическая безопасность. Правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых актах, оказывают все большее влияние на обеспечение экологической безопасности России, так как Конституция РФ в ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация, даже не являясь участницей международного соглашения, при создании своего закона, тем не менее, должна учитывать принципы и нормы, сформулированные в таких соглашениях.

В настоящее время в сфере международной охраны окружающей среды действует более 900 нормативно-правовых актов. В число основных международно-правовых документов, составляющих основу правового регулирования обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, входят:

· Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20.

· Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г)

· Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 23 марта 1990 г.);

· Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26 сентября 1986 г.);

· Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий (Женева, 22 июня 1993 г.);

· Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.);

· Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.);

· Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном пространстве (Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 г.) и др.

Реализация норм международных конвенций (договоров) требует не популистских решений, а планомерной последовательной работы по совершенствованию национального законодательства России, особенно в области обеспечения экологической безопасности населения и созданию надежного механизма выполнения принятых на себя обязательств.

В целях совершенствования правовой основы обеспечения экологической безопасности следует разработать и принять федеральный закон «Об экологической безопасности», где необходимо установить критерии экологической безопасности, определив ее составляющие, закрепить методы обеспечения экологической безопасности. Необходимо также принять законы Об улучшении экологии промышленных городов, О питьевой воде и питьевом водоснабжении, Об охране почв, Об экологической безопасности автомобильного транспорта.

Кроме того, источниками экологического права являются

· указы президента по вопросам экологии и природопользования, правительственные природоохранные акты

Указ президента №236 «О государственной стратегии РФ по охране ОС и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г.

Указ президента «О концепции национальной безопасности РФ» №24 от 10.01.2000 г.

Положение «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» №401 от 30.07.2004 г. и др.

· нормативные акты министерств и ведомств

По поручению высших органов государственной власти и управления министерствами и ведомствами разрабатываются и утверждаются различные положения, инструкции, государственные стандарты, санитарные правила и нормы, методические рекомендации, которые действуют на всей территории РФ.

Например, СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды центральных систем питьевого водоснабжения».

· нормативные решения органов местного самоуправления

Источниками экологического права могут явиться нормативные акты, издаваемые руководителями предприятий, учреждений, организаций.

Также источниками экологического права могут быть обычаи и традиции, воспринимаемые подавляющей частью населения как обязательные для соблюдения.

Источником может быть решение конституционного суда, т.к. обладает силой закона.