Канке Виктор Андреевич Основы философии

Философия образования ........................ .224

Второй пол и философия ....................... .216

Философия природы ........................... .207

Философия техники ........................... .198

Философия языка .............................. .187

Философия познания и науки .................... .158

Философия как аксиология ...................... .133

Философия человека, общества и истории ........... .118

Основания философствования .................... .113

Философия наших дней .......................... .70

Философия Нового времени ....................... .52

Средневековая философия ........................ .46

Античная философия ............................ .19

1.1. Античная натурфилософия ..................... .19

Где возникла философия и почему 19. Сколько этапов развития про-
шла философия за 2,5 тысячи лет? 20. Первая головоломка античной
философии: многое и единое 20. Единое --- это материальная субстан-
ция 21. Состоит ли любовь из материи? 22. Единое —· это числа. Пи-
фагор 22. Многое не существует. Сюрпризы элеатов 23. Единое это
атомы и пустота 25. Подведение итогов. Натурфилософия 26.

1.2. Высокий интеллектуализм Сократа. Платона

и Аристотеля ................................. .26

Философия Сократа 26. Философия Платона 29. Философия Арис-
тотеля 33.

1.3. Эллинистическая философия .................... .37

Александр Македонский открывает новую эпоху 37. Кинизм (ци-
низм) 37. Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 38.
Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим законом 39.
Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными 40. Не-
оплатонизм 40. О западном и восточном мистицизме 41. Судьба антич-
ной философии 42. Основные черты античной философии 42. Основные
выводы 43. Основные термины 43. Вопросы и задания 44.

Философия и религия 46. Основные библейские идеи философско-
го значения 46. Сущность Бога 49. Можно ли доказать существование

282


Бога? 50. Да или нет? Верующий или атеист? 50. Основные выводы 51.
Основные термины 51. Вопросы и задания 51.

3./. Философия эпохи Возрождения ...................... .52

Два центра: Бог и человек 52. Основные идеи возрожденческой
философии 52. О философском смысле термина «Возрождение» 54.

3.2. Философия от Декарта до Канта (XVII—XVIII вв.) . . . .54
Рене Декарт — основатель философии Нового времени 54. Спор об
идеях. Джон Локк 56. Галилей и Ньютон — гении механики 56. Как
получают идеализации? 58. Выработка нового юридического мировоз-
зрения 58. Новации И. Канта 59. Как надо критиковать? 61. Когда мож-
но лгать? 61.

3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) ............ .62

Гегель против Канта 62. Гегель: философия есть наука, логика. Ди-
алектика 63. Гегель: «вперед» 63. Карл Маркс: новые проблемы 64. Ниц-
ше: последний всплеск философии Нового времени 67. Основные выво-
ды 68. Основные термины 68. Вопросы и задания 69.

4.1. О состоянии современной философии ............... .70

Основные направления современной философии 70. О философской
ситуации в России 70. О плюрализме в философии 71.

4.2. Феноменология .............................. .72

Какую проблему стремится решить феноменология? 72. Феномено-
логический метод 73. Как вырабатываются ценности? 75. Основные по-
ложения феноменологии 75.

4.3. Герменевтика ............................... .75

Происхождение термина «герменевтика» 75. Становление совре-
менной герменевтики 76. Как мы понимаем? 77. Вопрос Гадамера: как
мы понимаем текст? 79. Герменевтика А.Ф. Лосева 79. Основные поло-
жения герменевтики 80. Кому и зачем нужна герменевтика? 80.

4.4. Аналитическая философия ..................... .81

Почему возникла аналитическая философия? 81. Основатели дви-
жения: Фреге, Рассел, Мур 82. Ранний Витгенштейн: «Логико-философ-
ский трактат» 83. Логический позитивизм 84. Постпозитивизм 87.
Философия естественного языка: поздний Витгенштейн 90. Аналитиче-
ская философия как интернациональное движение 93. Основные поло-
жения аналитической философии 93.

28З


4.5. Постмодернизм ............................. .94

Программа постмодернистов 94. Деррида: метод деконструкции 95.
Лиотар: этика и эстетика возвышенного 95. Основные положения пост-
модернизма 96.

4.6. Философия в России .......................... .96

Основные положения диалектического и исторического материализ-
ма 96. Основные черты русской философии 98. B.C. Соловьев: «Абсолют-
ное осуществляет благо через истину в красоте» 100. Философия
H.A. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество 101. А.Ф. Ло-
сев: «Мне надо с греческого переводить...» 102.

4.7. Восточная философия ........................ .103

О философии Запада и Востока 103. Индийская философия 104. Ки-
тайская философия 105. Основные выводы 106. Основные термины 107.
Вопросы и задания 108.

Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ ...... .111

Два способа анализа философских проблем. Меняем курс! 113. Что
изучает философия? Мир философии 113. Новый философский идеал:
бери посильную ношу 114. Может ли философия дать общую картину
бытия? 115. О философских терминах и категориях 115. Что такое бы-
тие? 116. Выбор начала систематического философствования 117.

6.1. Философия человека .......................... .118

О термине «антропология» 118. Еще раз о философском методе 118.
Обзор: философия о человеке 119. Человек — существо бессознатель-
ное 121. В поисках целостного учения о человеке 122. Выводы 122.

6.2. Философия общества ......................... .123

Что такое общество? Индивид и общество 123. Социальные дейст-
вия и их смысл 124. Обзор: философские интерпретации своеобразия об-
щества от античности до наших дней 125.

6.3. Философия истории .......................... .128

Что было, что будет? 128. Критика концепции линейного развития

общества 129. Единство и многообразие истории 129. Запад и Восток.

Кто мы? Кем будем? 130. Основные выводы 131. Основные термины 131.

Вопросы и задания 131.


7.1. Учение о ценности ........................... .133

Что такое ценность? 133. Почему только в XX веке появилось уче-
ние о ценностях? 133. Как измеряют ценности? 135. Чувства. Эмоции.
Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель 137. Будьте терпимыми друг
к другу! 139.

7.2. Философия искусства ........................ .139

Цивилизация и культура 139. Что такое красота? 140. «О если б мог

выразить в звуке всю силу страданий моих...» 141. Обзор: как искали

красоту 142.

7.3. Философия практики ......................... .145

Что такое практика? 145. Обзор: в чем состоит ценность, смысл прак-
тики? 146. В чем состоит ценность практики? Наши дни 149. Что та-
кое добро? Как его измерить? 150. Справедливость или свобода? Луч-
ше ответственность! 152. Обзор: этика ответственности 153. Ищите до-
бро! 155. Основные выводы 156. Основные термины 156. Вопросы и за-
дания 157.

8.1. Философия познания ......................... .158

Два термина 158. Чувственное познание «на входе», «в середине»
и «на выходе» психики 158. Чувственное познание и различные фило-
софии 161. Рациональное познание 161. Обзор: как искали понятие? 163.
Единство чувственного и рационального познания 165. Память и вооб-
ражение 166. Интуиция 166. Творчество. Таланты и гении 167. Стро-
ение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное 167.
Что есть истина? 168. Три концепции истины 169. Шкала истинности 170.
Обзор: как искали истину 171. Вчувствование. Объяснение. Понимание
172. Многомерность истины 172.

8.2. Философия науки ........................... .173

Что такое наука? 173. Эмпирический уровень научного познания 173.
Теоретический уровень научного исследования 176. Методы научного
познания 177. О поговорке: «Это всего лишь теория» 178. Идеалы на-
уки. Этика ученого 179. Обзор: философия и наука 180. Религия и на-
ука 182. Основные выводы 184. Основные термины 184. Вопросы и за-
дания 185.

Язык — символ нашей жизни 187. Философия имени 187. Фило-
софия предложения 189. Философия ценностных установок 191. Обзор:


современное философское понимание языка 192. Метаязык и объектный
язык. Единство и многообразие языков 193. Формализованные и машин-
ные языки 194. Философия как язык 194. Практическое и коммуни-
кативное назначение языка 195. Основные выводы 196. Основные тер-
мины 196. Вопросы и задания 196.

О становлении философии техники 198. Что такое техника? 198. Тех-
ника как освоение вещества, энергии, информации 199. Обзор: интер-
претация природы техники 200. Можно ли заменить человека техни-
ческим устройством? 203. Техника и этика 203. О пользе моральных ко-
дексов 205. Основные выводы 205. Основные термины 206. Вопросы и за-
дания 206.

Что такое природа? 207. Обзор: исторические формы отношения че-
ловека к природе 207. Синергетика — наука о сложном 209. Как все
было? Был Большой взрыв 210. Уровни организации природы 210. Про-
странство и время 211. Природа и ответственность человека: экологи-
ческая, биологическая, медицинская этика 213. Основные выводы 215.
Основные термины 215. Вопросы и задания 215.

Симона де Бовуар: «Женщиной не рождаются, женщиной становят-
ся» 216. Женщина и мужчина, женственность и мужественность 217.
Философия любви 218. «Легко ли быть молодым?» 220. Ценности мо-
лодых 221. Молодежная философия перед новым вызовом 222. Основ-
ные выводы 223. Основные термины 223. Вопросы и задания 223.

Цель образования — человечность 224. Единство истины, красоты
и добра 224. Будущее — за творчеством 225. Непрерывность образова-
ния, самообразование 225. Место философии в образовании 226. Обра-
зование — это ответственность 226. Основные выводы 227. Основные тер-
мины 227. Вопросы и задания 227.

Заключение. Философия в современном мире .......... .228

Приложение 1.Курс философии в таблицах ........... .229

Приложение 2.Советы студентам ................... .241

Й8()


Приложение 3.Федеральный компонент Государственного
образовательного стандарта среднего профессионального
образования .................................. .242

Приложение 4.Программа курса философии ........... .243

Приложение 5.Примерное почасовое планирование

курса философии (для вариантов I/II/III) .............. .249

Приложение 6.Методические заметки

(для преподавателей) ............................ .250

Приложение7. Годы жизни выдающихся философов

(в хронологическом порядке) ...................... .255

Приложение 8.Великие философы (до XX века) ........ .256

Приложение 9.Выдающиеся философы XX века ........ .261

Литература ..................................... .266

Словарь-указатель ............................... .272

Именной указатель ............................... .278


Учебное издание

Учебник

Редактор Е.В. Комарова

Переплет Е. Молчанова, С. Носова

Компьютерная верстка П.Ю. Аборина

Изд. лицензия ИД № 01670 от 24.04.2000

Издательско-книготорговый дом»Логос»
105318, Москва, Измайловское ш., 4

ЛР №010146 от 25.12.96

ГУП «Издательство «Высшая школа»

127994, Москва, ГСП-4, ул. Неглинная, 29/14

Подписано в печать 28.05.2001. Формат 60x88/16

Печать офсетная. Гарнитура Школьная. Объем: 17,6 усл. печ. л.,

18,1 усл. кр.-отт. Тираж 10000 экз. Заказ 1135

Налоговая льгота - общероссийский классификатор
продукции ОК-005-93, том 2:953000

Отпечатано во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

По вопросам приобретения литературы

обращаться по адресу:

105318, Москва, Измайловское ш., 4

Тел./факс: (095) 369-5819, 369-5668, 369-7727

Электронная почта: universitas@mail.ru
Интернет-магазин «Университетская книга»

http://www.chat.ru/~universitas/
Корпоративный пейджер: (095) 956-1956 (аб. 55032)