ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ

(ДО XX ВЕКА)

Сократ {469-399 до н.э.)· Сократ на суде: «Я вам сказал: не шу-
мите, афиняне!».

Казнен в Афинах, будучи обвиненным в растлении молодежи. От-
крыл сущность человека. Человек — это душа, по возможности благая
и совершенная.

Платон (427-347 до н.э.). «В род богов никому не позволено по-
пасть, если он не занимается философией».

Платон — это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обя-
зан мощным телом и широким лбом. Платон — ученик Сократа. Пы-
тался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию
I, но был продан им в рабство. По освобождении основал академию.

Разработал концепцию идей, без которой немыслима современная
цивилизация.

Аристотель (384-322 до н.э.). «Искать истину — и легко и труд-
но, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть,
ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к наше-
му познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складыва-
ется величественная картина».

Эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальной
академии наук в Вашингтоне.

Учился в академии Платона 20 лет. Был наставником Александра
Македонского. Обладал энциклопедическими познаниями.

Разработал концепцию формы как динамической сущности единич-
ных вещей. Превратил в науку логику и этику.

Провел обобщение философских воззрений античных авторов.

Эпикур (341-270 до н.э.). «Пусть никто не откладывает философию
в юности...».

Философией начал заниматься с 14 лет, приобщал к ней рабов. Ос-
новал школу своего имени. По преданию перед смертью лег в ванну с го-
рячей водой, выпил вина, пожелал друзьям не забывать его учений и скон-
чался.

На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия стра-
даний, покоя души.

Плотин (204-270). «Старайтесь воссоединиться с божественным,
которое внутри вас, с божеством, которое есть универсум».
Последние слова, сказанные Плотином перед смертью.


В Риме открыл философскую школу. Был добр и легкодоступен, в том
числе подросткам. Мечтал создать для философов специальный го-
род — Платонополис. Учил своих учеников преодолевать земные изме-
рения : сизни.

Разработал учение о Едином-Благе и достижении его в чувстве экс-
таза.

Августин Аврелий (Блаженный) (354-430). «Воля в нас всегда сво-
бодная, да не всегда добрая».

Будучи воспитанным своей матерью Моникой, истой христианкой,
Августин вплоть до 30-летнего возраста не понимал Библию. Когда же
она стала доступна пониманию Августина, то в его умонастроении про-
изошли решающие изменения. Он реализует один из ярчайших вари-
антов философствования в христианской вере и делает это с такой
страстью, которая стала предметом подражания в веках.

Фома Аквинский (1221-1274). «Божественная истина есть мера вся-
кой истины...».

Обладал поразительной способностью к учению, усидчивостью и це-
леустремленностью. Умел соединять различные знания в едином под-
чинении философии и религии. «Разложив по полочкам» как учение Ари-
стотеля, так и учение о религии, сумел объединить их. По настоящее
время там, где речь идет о единстве религии, философии и науки,
при ведущей роли религии, католическая мысль своим «полномочным
представителем» считает именно Фому Аквинского. И это несмотря на
то, что незадолго до своей смерти Фома назвал свои многотомные тео-
ретические работы «сплошной соломой», «трухой».

Бруно Джордано (1548-1600). «Сжечь — не значит опроверг-
нуть!». Возглас Бруно на костре его смерти.

Еще в студенческие годы Бруно зарекомендовал себя мятежником.
В его воззрениях причудливым образом сочеталась непокорность усто-
явшимся христианским канонам, магия, поэзия и философия. Это об-
стоятельство затрудняет характеристику философии Бруно.

В нашей стране Бруно широко известен благодаря его концепции
множественности миров и отсутствия у Вселенной какого-либо центра.

За отход от христианства Бруно был приговорен к сожжению на ко-
стре, что и было осуществлено на Поле цветов в Риме 17 февраля
1600 г.

Декарт Рене (1596-1650). «Все науки настолько связаны между со-
бой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в от-
дельности от всех прочих».

Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую
бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а по


сути новаторские решения. Это относится к философии, математике, фи-
зике, космологии, физиологии.

Главный вклад Декарта в философию — это развитый им метод на-
учных размышлений.

Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкнове-
ний. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около
20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Де-
карта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете про-
тив Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой
причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и пе-
реехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, вынужденный бе-
седовать с королевой в утренние, особенно холодные часы заболел вос-
палением легких, что и послужило причиной его смерти.

Локк Джон (1632-1704). «Девять десятых тех людей, с которыми
мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, по-
лезными или бесполезными,— благодаря воспитанию».

Локк принимал активное участие в общественно-политических со-
бытиях в Англии конца XVII в. Прекрасно ориентировался в филосо-
фии, общественных науках, педагогике.

Автор широко известной концепции чувственного познания.

Спиноза Барух (1632-1677). «Не плакать, не смеяться, не ненави-
деть, а понимать!».

Спиноза был исключен из иудейской общины. Шлифовка линз да-
вала ему заработок и возможность заниматься любимой философией.

«Этика» Спинозы — это книга, в которой делается попытка изло-
жить этику так же строго, как математическую науку. Многих из вы-
дающихся философов программа Спинозы воодушевляет по сей день.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716). «Каждая субстанция
с точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих
между ними связей».

Лейбниц — великий эрудит, во многом предвосхитивший развитие
наук. Основатель кибернетики Норберт Винер писал: «Если бы мне при-
шлось выбирать в анналах истории наук святого — покровителя кибер-
нетики, то я выбрал бы Лейбница». Лейбниц — философ, физик, ма-
тематик, техник, языковед, логик. Лейбниц независимо от Ньютона от-
крыл дифференциальное исчисление.

Основной вклад Лейбница в философию — это его учение о мона-
дах, единичных сущностях, обладающих духовной и творческой энер-
гией. Вынесенные в эпиграф слова Лейбница можно расценить как гимн
символизму: в одном дан весь мир. Как-то Лейбниц выразился в том
духе, что нельзя уничтожить одну пылинку, не уничтожив при этом весь
мир.


Кант Иммануил (1724-1804). «...Обязанность говорить правду...
это безусловная обязанность, которая имеет силу во всяких отношени-
ях».

Кант всю свою жизнь прожил в Кенингсберге, в Восточной Прус-
сии (ныне Калининград). Кант был равнодушен к богатству и славе, ког-
да ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повы-
шение жалования, он отказывался. Но в научных вопросах ι вопросах
морали был максимально щепетилен. Кант знал себе цену: он не без ос-
нования утверждал, что совершил коперникианскую революцию в фи-
лософии, имея в виду созданную им философию априорных принципов.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). «Философия есть
современная ей эпоха, постигнутая в мышлении».

Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории фи-
лософии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских на-
ук, главное содержание которой составляет диалектика идей.

Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Говорят, что Гегель один
из немногих философов, кто ушел из жизни, не познав горечи масси-
рованного критического наступления на свое учение.

Маркс Карл (1818-1883). «Философы лишь различным образом объ-
ясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить».

С юных лет решил посвятить свою жизнь делу установления спра-
ведливого общественного порядка. Жил страстно. Уже после помолв-
ки семь лет ждал возможности создать семью со своей возлюбленной Жен-
ни фон Вестфален. От этого брака родилось семеро детей, из которых
взрослыми стали только три дочери. Маркс, не колеблясь, жертвовал
свои личные сбережения на борьбу рабочего класса за свои права. Со-
здал международную организацию рабочих и длительное время возглав-
лял ее.

Вклад Маркса в философию определяется проведенной им трансфор-
мацией гегелевской философии в диалектический и исторический ма-
териализм.

Ницше Фридрих (1844-1900).

«— Почему ты такой твердый? — сказал однажды уголь алмазу. —

Разве мы не близкие родственники?...

— О, братья мои, так спрашиваю я вас: разве вы — не братья мне?».

С молодых лет Ницше выделялся своей талантливостью. Любимцу
студентов-филологов предложили место профессора еще тогда, когда он
был студентом, в 24 года. А Лейпцигский университет присудил Ниц-
ше степень доктора без защиты диссертации, да и без самой диссерта-
ции. В талантливости Ницше его педагоги не сомневались. Но когда на
свет одно за другим стали появляться произведения Ницше, наступи-




 


ло замешательство. Любезный и скромный человек пошел в настоящее
наступление на все общепризнанные ценности, от науки до христиан-
ства.

В таланте Ницше причудливо соединились филологическая утончен-
ность, философский скепсис и буйство музыкальной стихии, импрови-
зации. Все это вылилось в пропаганду сверхчеловека.

Последние 11 лет жизни Ницше был сумасшедшим.

Нацисты использовали воззрения Ницше в своих целях. Этому спо-
собствовало знакомство его сестры Элизабет с Гитлером.

Современные философы находят у Ницше много оригинальных
идей, разработка которых ведется по сей день.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900). «В тумане утреннем
неверными шагами я шел к таинственным и чудным берегам».

Соловьев — самый видный русский философ XIX в. Его философия
считается визитной карточкой всей русской философии. Соловьев^оста-
вил профессорскую должность после того, как призвал на публичной лек-
ции не казнить убийц Александра II (1881). Для Соловьева на первом
месте была не работа кабинетного ученого, а возможность отклика на
животрепещущие вопросы русской общественно-политической и рели-
гиозной жизни.

Вклад Соловьева в философию определяется его философией поло-
жительного единства.


 

Приложение 9