ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Основные термины

образование творчество в образовании

непрерывность ответственность в

образования образовании

вопросы и задания

1. Часто спорят, что лучше: иметь очень хорошую специализирован-
ную подготовку или же универсальное образование. А каково ваше мне-
ние?

2. Французский писатель Г. Флобер утверждал: «Все, что прекрас-
но,— нравственно». Рассмотрите правомерность (неправомерность) это-
го суждения на примерах.

3. В чем вы видите смысл творчества в образовании?

4. Каким образом вы реализуете .ценность самообразования?

5. Какое место занимает философия в вашем образовании? Измени-
лось ли ваше представление о значении философии в образовании за по-
следний год?

6. Образование — это ответственность. Попытайтесь найти короткое,
лаконичное определение образованию, которое было бы лучше приве-
денного.

7. Сопоставьте определение «образование — это ответственность» со
следующими двумя определениями: «образование — это передача зна-
ний», «образование — это подготовка к практике жизни». Какие досто-
инства и недостатки вы видите в каждом их трех определений филосо-
фии?

8*


КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человечество, однажды осознав роль и значение философии,
всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постиг-
нуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.

Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обес-
печении ее достоинства. Философия направлена против краха,
кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности челове-
ка. Философия есть творчество в обретении человеком свободы
и ответственности. В современном мире с его многообразием
знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров
осуществление желаемого синтеза сопряжено с определенными
трудностями. Но решать философские проблемы надо, ибо в про-
тивном случае человеку уготовлено безвольное барахтанье в ов-
рагах технократизма и моральной неполноценности.

Много раз пытались найти философии равноценную замену,
но все эти попытки заканчивались полнейшими неудачами.
Не надо искать замену философии, она прославила себя в веках,
намного целесообразнее направить усилия на усвоение ее дости-
жений и дальнейшее развитие. Вся человеческая жизнь в целом
становится в философском отношении все более насыщенной.

Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше фило-
софия необходима человеку. Это в полной мере относится к мо-
лодым. Кто более других дерзает? Молодые. Где их дерзость на-
ходит максимальную поддержку? В философии. В философии не
легкомысленной, не бездумной, а наполненной глубокими жиз-
ненными исканиями. Юный Ромео, влюбленный в Джульетту,
назвал философию «несчастья сладким молоком». В беззаботной
легкой жизни чудный голос философии заглушается выкрика-
ми необузданных страстей и грубых поступков. Но как только
человек возвращается к самому сокровенному в себе, так сразу
же в шумовом оркестре жизни философские мелодии начинают
звучать и весомо, и привлекательно.

Философия не повинна в том, что некоторые воспринимают
ее золотые башни, выложенные из истины, красоты и добра, за ка-
менные стены. Высоты философии манят не всех, это так. Но кто
к ним стремится, тот подобно смелому альпинисту, совершаю-
щему восхождение, открывает ранее неведомое. Дерзайте, кто смел!


Приложение 1

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Историческая эпоха философии   Главный   философский ин- терес  
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.   Космос  
Средние века IV— XIV вв.   Бог  
Новое время XV— XIX вв.   Человек и общество  
Новейшее время XX в.   Язык  

Таблица 2. Античная философия

Этап   Главный философский интерес  
Натурфилософия   Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демок- рит и др.) Числа (Пифагор и др.)  
Интеллектуализм   Идеи (Сократ, особенно Платон и ДР·) Форма (Аристотель и др.)  
Эллинистическая философия   Самодостаточность человека (кини- ки) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)  
Неоплатонизм   Иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя  



 


Таблица 5. Философия XX века

Таблица 3. Средневековая философия


Этап   Основной интерес   Основные идеи  
Фило-   Люби Бога и тогда делай что хо-   Монотеизм  
софство-   чешь   Теоцентризм  
вание в   Воля как сущность личности   Креационизм  
вере (Ав-   Свобода как черта воли (а не ра-   Вера в Бога  
густин)   зума)   Любовь к Богу  
Гармони-   Вера ведет разум, разум подкреп-   Надежда на спасение  
зация ве-   ляет веру   Добрая воля  
ры и ра-   Философия — это введение к ре-   Совесть  
зума   лигии   Духовность человека  
(Фома   Свобода человека как разумная   Символизм  
Аквин-   воля движения к совершенству      
ский)   Бога      

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап   Авторы основных философских концепций   Основной интерес  
XV-XVI вв.       Гуманизм Эстетическое отношение к действи- тельности  
XVII в.   Декарт   Ясные идеи и дедуктивные построе- ния теории  
Локк   Теория познания: сенсуализм  
XVIII в.   Кант   Априорные принципы и их вопло- щение в науке и морали  
XIX в.   Гегель   Универсальная системная филосо- фия идей  
Маркс   Концепция общественного труда,  
Ницше   критика капитализма Критика «разумных» ценностей  

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной
классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика
«Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Воз-
рождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-
занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно,
заслуживают самых лестных
оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпо-
хи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштаб-
ности с творениями Декарта, Локка, Канта.


 

Главное философское направление   Главный философский интерес  
Феноменология   «Работа» сознания с феноменами  
Герменевтика   Бытие человека в мире, поиск сущего  
Аналитическая философия   Логический анализ языка, употребление языка  
Постмодернизм   Деконструкция принятых в обществе пра- вил поведения и ценностей; плюрализм  

Таблица 6. Философия о человеке

Историческая эпоха фило- софии   Что такое человек?  
Античность   Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа — это форма человека (Аристотель)  
Средние века   Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надеж- ды, совести  
Новое время   Существо разумное и действующее по законам ра- зума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)  
XX в.   Существо, осваивающее мир в соответствии с фено- менологической работой сознания (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевты) Существо, границей которого, его подлинной при- родой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)  

Таблица 7. Философия об обществе  
Историческая эпоха философии   Что такое общество?  
Античность   Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости  
Средние века   «Град земной», стремящийся к «граду небес- ному»  
Новое время   Люди, живущие в соответствии с ими же ус- тановленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)  
XX в.   Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нор- мам, устанавливаемым в хорошо организо- ванной дискуссии (Хабермас и др.)  

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризует-
ся в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь
в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: фе-
номенологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Сфера жизнедеятельности человека   Главная ценность  
Практическая жизнь   Добро  
Чувственно-эстетическая жизнь   Красота  
Научная деятельность   Истина  

 

Таблица 9. Философия о красоте  
Историческая эпоха философии   Что такое красота?  
Античность   Космически гармоничное и соразмерное  
Средние века   Символ божественного  
Новое время   Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенно- сти композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, во- площающая многообразные способности лич- ности, в том числе юмор, иронию, игру, са- тиру (романтизм)  
XX в.   Ценность, выработанная на основе феномено- логического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее откры- тие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вы- зывающее чувство возвышенного (постмодернизм)  

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная цен-
ность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не
противопоставляется прекрасному или возвышенному.


Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или груп-
па людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершает-
ся посредством использования определенных философских методов.


аза


 


Таблица 10. Философия о добре

Таблица 12. Что такое рациональное познание?


Историческая эпоха филосо- фии   Идеалы добра   Основные добродетели человека  
Античность   Благо   Мудрость, справедли-  
        вость, мужество  
Средние века   Бог   Вера, любовь, надежда,  
        совесть  
Новое время   Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо)   Рассудочность, свобода (Локк, Руссо)  
    Абсолютный нравствен- ный закон (Кант)   Разумность, свобода (Кант)  
    Общество без эксплуата- ции (Маркс)   Преданность делу проле- тариата (Маркс)  
    Сверхчеловек (Ницше)   Воля к власти (Ницше)  
XX в.   Положительные ценности (феноменологи)   Умение пользоваться фе- номенологическим мето-  
        дом  
    Достижение единства с   Адекватно отвечать на зов  
    сущим, с сущностью ве- щей (герменевты)   вещи, соответствовать ему  
    Умение посредством ана-   Быть последовательным в  
    лиза языка учитывать   своих действиях  
    последствия поступков (аналитики)      
    Деконструкция лого- и   Умение «рассеивать» ус-  
    других центризмов (постмодернисты)   тоявшиеся ценности  

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Философская концепция   Основное содержание концепции  
Локка   Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциям. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи  
Канта   Чувства упорядочиваются в соответствии с априор- ными принципами  
Гуссерля   Чувства вовлекаются в потоке воображения, так об- разуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства  

 

Историческая эпоха философии   Природа рационального познания  
Античность   Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражена в прави- лах логики (Аристотель)  
Средние века   Рациональное познание оперирует универса- лиями, которые выражают общее; общее суще- ствует в Боге, в мыслях человека, в самих ве- щах (средневековые реалисты) Общее не существует, слова обозначают еди- ничные вещи (номиналисты) Общее представляет собой мысли — обобще- ния, концепции (концептуалисты)  
Новое время   Человеку присущи от рождения ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рациона- лизм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение, прак- тики, ее самых массовых ситуаций (Маркс)  
XX в.   Рациональное познание — это обобщение, дос- тигаемое в процессе феноменологической рабо- ты (феноменологи) Логика — это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики)  

Таблица 13. Три современные концепции истины


Таблица 16. Три теоретических метода


Концепция исти- ны   Определение истины  
Соответствия   Соответствие высказываний фактам  
Когерентности   Согласованность высказываний, их непротиворе- чивость  
Прагматическая   Убеждения, способствующие успеху практики  

Таблица 14. Что такое истина?

Историческая эпоха философии   Природа истины  
Античность   Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель)  
Средние века   Бог, вот что является истиной  
Новое время   Истина — это соответствие чувств и идей фак- там  
XX в.   Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевты) Истина — это свойство высказывания, которо- му соответствуют факты (аналитики)  

Таблица 15. Уровни научного исследования

Уровень научного исследования   Цели исследования  
Эмпирический   Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить сте- пень ее эффективности  
Теоретический   Провести теоретическую интерпретацию экс- периментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой  

 

Теоретический метод   Характеристика  
Аксиоматический   Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставле- ние знания с экспериментальными фак- тами не проводится  
Гипотетико- дедуктивный   Выдвигаются гипотезы, из них дедуциру- ются новые сведения. Эффективность ги- потез выявляется в процессе сопоставле- ния теории с экспериментальными фак- тами  
Описательный   Проводится накопление и описание фак- тов, их сопоставление, ведется поиск ре- гулярностей  

Таблица 17. Философия языка

Философская концепция языка   Главное содержание философских концепций языка  
Философия имени   Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных при- знаков (номиналисты)  
Философия пред- ложения   Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложе- ние, если оно построено правильно, обла- дает значением и смыслом, функцией ис- тинности/ложности  
Философия ценно- стных установок   Главной единицей языка является текст, для которого характерны ценностные ус- тановки автора, те цели, достижения ко- торых он добивается  



 


Таблица 18. Философия техники

Таблица 19. Философия природы

 


Историческая эпоха философии   Интерпретации природы техники  
Античность   Техника — это воплощение умений ре- месленника. Знание общего выше тех- нического знания  
Средние века   Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творче- ства  
Новое время   Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда опре- деляет развитие общества (Маркс)  
XX в.   Техника при недостатке феноменологи- ческой работы выступает как продолже- ние науки и вместе с тем умаление жиз- ненного мира человека (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Техника — это преграда, опасность, ко- торую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника со- ответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевты) Техника — это воплощение рациональ- ности человека (аналитики) Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи тех- нического подхода, точнее, философии технического подхода (Г. П. Щедровиц- кий)  

 

Историческая эпоха философии   Интерпретация специфики природы  
Античность   Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной  
Средние века   Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — приро- да именно последним звеном является природа  
Новое время   Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчи- нить ее себе  
XX в.   Природа — это стихия, которая благодаря соз- нательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В. И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа — это мир проживания человека. Че- ловек может понять природу благодаря герме- невтическому методу (герменевты) Природа — это наш дом, который должен бла- гоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельно- сти человека (аналитики) Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совме- стную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание)  

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Мужественность   Женственность   Молодость  
Логичность, склон- ность к обобщению, абстрактному мыш- лению, рациональ- ность, практичность, решительность, по- стоянство, властность   Интуитивность, инте- рес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тща- тельность, сострада- тельность, изменчи- вость   Жизненная непосред- ственность, стремле- ние к неформальной общности, непрак- тичность, склонность к новациям, свободо- любие  



 


Таблица 21. Две интерпретации образования

Образование — это подго- товка   Образование — это усвоение достижений культуры  
Образование — это путь к приобретению тех навы- ков, которые нужны непо- средственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нуж- на   Образование — это максимально дейст- венное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подго- товка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место  

 

СОВЕТЫ СТУДЕНТАМ

Приложение 2

1. Относитесь к изучению философии максимально серьезно. Поставь-
те перед собой цель понять основные идеи великих философов. При долж-
ной целеустремленности эти идеи доступны каждому студенту.

2. Составьте себе представление о структуре учебника, вниматель-
но ознакомьтесь с его оглавлением. Обратите особое внимание на назва-
ния глав. В кратком виде они дают представление о содержании кур-
са философии. Научитесь пользоваться приложениями.

3. При подготовке к учебным занятиям сначала бегло ознакомьтесь
с содержанием очередной главы, а затем приступайте к тщательной про-
работке материала.

4. Читайте учебник абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, вы-
делите его главное положение, выработайте свое личное отношение
к нему (согласны ли вы с ним, нравится ли оно вам).

5. Стремитесь выразить главное положение кратко, одним предло-
жением. Затем конкретизируйте его. Чем больше вы обнаружите про-
явлений главной идеи, тем лучше. Значит, эта идея приобретает в ва-
ших представлениях должный вес.

6. Старайтесь разглядеть философское содержание везде — в изла-
гаемых дисциплинах, в газетных статьях, романах и детективах, пози-
циях политиков и ваших друзей, в своих собственных воззрениях.

7. Изучая философию, стремитесь к основательности, открытости,
справедливости. Путь постижения философии требует и монолога (раз-
мышлений про себя) и диалога (общения с другими). С самим собой каж-
дый может поговорить в любое удобное ему время. Намного сложнее об-
стоит дело с налаживанием диалога. Здесь нет другого пути, кроме как
искать себе интересных собеседников. В первую очередь это великие фи-
лософы, в философском отношении их никто не может заменить. Же-
лательно поэтому не упускать всякую возможность ознакомления с воз-
зрениями выдающихся философов. Чтение книг самих великих фило-
софов или же книг и статей о них — для читателя это также участие
в диалоге. Разумеется, заочный диалог с профессиональными филосо-
фами желательно дополнить живым разговором с друзьями, родителя-
ми, преподавателями.

8. Следуйте древнему призыву: «познай себя». Это предполагает вни-
мательнейшее и критическое отношение к своему собственному уров-
ню философствования. «Каковы мои главные ценности?» — вот глав-
ный вопрос к себе философски настроенного человека.

9. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день, не до-
вольствуйтесь соблазнами технической цивилизации. Благородное фи-
лософствование не умаляет, а украшает человека.


Приложение 3

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПО-
НЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

обязательный минимум содержания

Предмет философии. Основные вехи мировой философской мысли.
Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек
и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответ-
ственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука
и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем.

требования к знаниям и Умениям

i-шеть-представление о философских, научных и религиозных кар-
тинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания
и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении
духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности че-
ловека, общества, цивилизации.

Иметь представление о роли науки и научного познания, его струк-
туре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связан-
ных с развитием и использованием достижений науки, техники и тех-
нологии.

Иметь представление о биологическом и социальном, телесном и ду-
ховном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бес-
сознательного в его поведении.

Иметь представление об условиях формирования личности, ее сво-
боды и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей
природной среды.

Знать нравственные нормы регулирования отношений между людь-
ми в обществе.


 

ПРОГРАММА КУРСА ФИЛОСОФИИ

Приложение 4

Тема 1. Что такое философия?

Тема 2. Античная философия

Тема 3. Средневековая философия

Тема 4. Нововременная философия

Тема 5. Философия наших дней

Тема 6. Философия человека, общества и истории

Тема 7. Философия как аксиология

Тема 8. Философия познания и науки

Тема 9. Философия языка

Тема 10. Философия техники

Тема 11. Философия природы

Тема 12. Второй пол и философия

Тема 13. Философия образования

Примечание. Содержание тем совпадает с содержанием одноименных глав
учебника.

тема 1. Что такое Философия?

Смысл слова «философия». Философия как поиск и нахождение че-
ловеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философ-
ствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая
ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гума-
нистическая и практическая функции философии. Назначение филосо-
фии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.

тема 2. античная Философия

Античная натурфилософия. Возникновение философии как ре-
зультат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Еди-
ное как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), моно-
литное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).

Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля. Со-
крат о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа. Смерть Со-
крата: его следование принципу ненасилия.

Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становле-
ния вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация
на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.



 


Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, эти-
ка и учение об обществе Аристотеля.

Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смыс-
ле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого-Блага. Характерные чер-
ты античной философии.

тема 3. средневековая Философия

Философия и религия. Основные библейские идеи философского зна-
чения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, эти-
ка морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека,
символизм. Можно ли доказать существование Бога?

тема 4. нововременная Философия

Философия эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону ан-
тропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстети-
ческое отношение к действительности, гуманизм.

Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.). Философия Де-
карта:
ясность идей — врожденное качество человека; дедукция; срав-
нение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного
познания Локка. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Гали
лей
и Ньютон — создатели теоретической механики. Природа идеали-
зации. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия
Канта: совокупные способности души, познавательные способности, ап-
риорные принципы, этика.

Философия от Гегеля до Ницше. Гегель: философия должна стать
универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: обществен-
ный труд как базис общества, критика капитализма, практика как кри-
терий истины. Концепция сверхчеловека Ницше как последний всплеск
и закат философии Нового времени.

Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм,
гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление
устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.

тема 5. Философия наших дней

Феноменология. Философия Гуссерля. Интерес феноменологов к «ра-
боте», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет во-
ображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оцен-
ка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обед-


нения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понима-
нии техники.

Герменевтика. Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание.
Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человека
в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. По-
нимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в тради-
цию, его образования, вкуса, таланта.

Аналитическая философия. Анализ языка. «Логико-философский
трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мыш-
ления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического,
этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитивизм:
отрицание философии, аналитические и синтетические предложения,
принцип проверяемости, физикализм. Постпозитивизм: гипотетико-
дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий
и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия
естественного языка позднего Витгенштейна: значение слова как его
употребление, «семейное сходство» слов.

Постмодернизм. Протест против логоцентризма, единообразия, ав-
торитетов, устоявшихся норм власти. Метод деконструкции Дерриды.
Сближение философии с поэтикой. Эстетика возвышенного Лиотара.

Философия в России. Основные положения диалектического и ис-
торического материализма (первичность материи, познаваемость мира,
практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль
в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основ-
ные черты русской философии: идеал цельности, положительного един-
ства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближе-
ние истины с праведностью, космизм. Философия B.C. Соловьева,
H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева.

Восточная философия. Основные черты индийской философии.
Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской филосо-
фии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной
философий.

тема 6. Философия человека, общества и истории

Выбор начала систематического философствования.

Философия человека. Человек как микрокосмос и единство души
и тела. Средневековая философия: трехчастность человека — духов-
ность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как со-
средоточие общественных отношений (Маркс). «Сверхчеловек» (Ниц-
ше).
Бессознательное — базис человека (Фрейд). Человек с позиций гер-
меневтики, феноменологии, аналитической философии и постмодер-
низма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и твор-
чество.




 


ПРИМЕРНОЕ ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КНРСА ФИЛОСОФИИ (ДЛЯ ВАРИАН- ТОВ I/II/III)

Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, про- тест против стандартов, игривость и пр. Молодежная философия как ре- акция на вызов современности.

Приложение 5

 


тема 13. Философия образования

Цель образования — человечность. Соотношение подготовки и об-
разования. Единство истины, красоты и добра в образовании. Будущее —
за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место фи-
лософии в образовании. Образование — это ответственность.


 

№ темы   Наименование темы   Лекции или семинары, ч   Самостоятельная рабо- та студентов, ч  
  Что такое философия?   1/2/1   1/2/1  
  Античная философия   5/8/5   5/10/5  
  Средневековая филосо- фия   2/4/2   2/4/1  
  Нововременная филосо- фия   4/8/4   4/8/4  
  Философия наших дней   6/12/8   6/12/4  
  Философия человека, общества и истории   4/8/4   4/8/3  
  Философия как аксио- логия   4/8/4   4/8/3  
  Философия познания и науки   4/10/4   4/8/3  
  Философия языка   1/2/-   1/2/1  
  Философия техники   1/2/-   1/2/1  
И   Философия природы   2/2/-   2/4/2  
  Второй пол и философия   1/2/-   1/2/1  
  Философия образования   1/2/-   1/2/1  
    Итого   36/70/32   36/72/32  

Философия общества. Соотношение личности и общества. Социаль-
ные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея спра-
ведливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени
(концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных
установок).

Философия истории. Различные концепции историчности общест-
ва: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими исто-
риями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), не-
линейность (современность). Единство и многообразие истории. За-
пад — Россия — Восток.

тема 7. Философия как аксиология

Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика при-
роды ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выра-
жает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля,
сомнение, идеал и цель как ценности.

Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эс-
тетическая ценность. Характеристика красоты в различных философ-
ских направлениях и системах (от античности до современности).

Философия практики. Практика как деятельность человека по до-
стижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная
деятельность, средства практики, объект практического действия, ре-
зультат практики. Выяснение ценности практики в процессе философ-
ской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Измене-
ние представлений о добре (от античности до наших дней). Измерение
добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практи-
ки. Этика ответственности: классическая и неклассическая концеп-
ции.

тема 8. Философия познания и науки

Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту
и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное по-
знание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Проня-
тие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чув-
ственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция.
Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсоз-
нательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соот-
ветствия, когеренции, прагматизма). Шкала истинности. Вчувствование,
объяснение, понимание. Многомерность истины.

Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке,
систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного по-


знания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теорети-
ческий уровень научного познания. Эмпирические и теоретические за-
коны. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедук-
тивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика ученого. Фи-
лософия, религия и наука.

тема 9. Философия языка

Философия имени. Имя как выражение сущности вещи. Имя как
знак. Имя как символ мира.

Философия предложения. Предложение и его функция истинности/лож-
ности. Значение и смысл предложения. Семантика и синтаксис.

Философия ценностных установок. Выражение ценностных уста-
новок в языке. Прагматика. Язык как символ нашей жизни. Метаязык
и объектный язык. Единство и многообразие языков. Формализованное
и коммуникативное назначение языка.

тема 10. Философия техники

Становление философии техники. Техника как символ деятельно-
сти человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии,
информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П. Ще-
дровицкий
о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить
человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные ко-
дексы.

тема 11. Философия природы

Характеристика термина «природа». Исторические формы отно-
шения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция
ноосферы В.И. Вернадского. Синергетика — наука о сложном. Гипоте-
за Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и вре-
мя. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологичес-
кая, медицинская этики.

тема 12. второй пол и Философия

Вторая, социальная природа мужчин и женщин. Господство муж-
чин над женщинами. Феминизм — борьба женщин за свои права. Ха-
рактеристика ценностей, на основе которых формируются представле-
ния о мужественности и женственности. Философия любви.


Приложение 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
(ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ)

Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте в порядке заочного обмена
опытом преподавания философии сформулировать ряд суждений и по-
желаний.

• На наш взгляд, часто возобновляемый спор о необязательности и да-
же противопоказанности изучения философии в средних специальных
учебных заведениях лишен серьезных оснований. Американец М. Лип-
ман
разработал курс «Философия для детей». Согласно его рекоменда-
ции, уроки философии вводятся с первых классов школы. Накоплен уже
солидный положительный опыт, о котором хорошо написала Н.С. Юди-
на (см.: Юлина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии.
1993. № 9. С. 151-158). В свете этого никак нельзя приветствовать от-
лучение от философии юношей и девушек, получающих среднее специ-
альное образование. Надо полагать, они способны превзойти детишек
в понимании всего того, что можно назвать миром философии.

Противники преподавания философии в средних специальных, или,
как их теперь принято называть, профессиональных учебных заведе-
ниях, возможно, излишне благодушно относятся к тому мировоззрен-
ческому хаосу, в который ввергается каждый, кто получает современ-
ное образование, высшее или среднеспециальное, с его разветвленной
дисциплинарной структурой. На студента чуть ли не ежедневно обру-
шивают поток разнообразных сведений, плохо согласующихся ценно-
стных установок, противоположных по смыслу призывов и лозунгов.
Преподавание философии вряд ли способно навести в этом потоке иде-
альный порядок, но по крайней мере снабдит студента инструмента-
рием для его более или менее сознательного отношения к миру мно-
жащихся частностей, неопределенностей, разветвлений. С этой точки
зрения преподаванию философии нет альтернативы. Соответственно нет
альтернативы и работе преподавателя философии. Эту работу может вы-
полнить только он, никто другой из числа преподавателей нефилософ-
ских дисциплин.

• Преподавать философию следует серьезно и основательно. Друго-
го не дано. К сожалению, постоянно множатся попытки предложить
студентам какие-то до смешного упрощенные курсы философии. Это
приводит к тому, что от подлинной философии ничего не остается. Сле-
дует иметь в виду, что за последние два-три десятилетия произошла су-
щественная интенсификация преподавания учебных дисциплин в сред-
них специальных учебных заведениях. Это относится и к естественным,
и к техническим дисциплинам. Студенты изучают интегральное и диф-


ференциальное исчисление, теорию информации. Им, как показывает
практика, вполне посильна нормальная философия. Философия, адап-
тированная к условиям среднего учебного заведения, но не перестаю-
щая быть полноценным курсом философии.

• Авторам учебников и учебных пособий по философии, преподава-
телям философии следует быть, на наш взгляд, крайне осторожными
в адаптации курса философии. Особенно много негативных последствий
несет с собой желание изобрести некоторую синтетическую филосо-
фию, которая, якобы, содержит в себе разом достоинства всех философ-
ских систем. При ближайшем рассмотрении выясняется в таких слу-
чаях, что за мировую философию выдается недостаточно прорефлекси-
рованная точка зрения. Современная философия имеет плюралистиче-
ский характер. Это — фундаментальный для преподавания философии
факт, причем независимо от типа учебного заведения, где это препода-
вание осуществляется. Именно поэтому в нашем учебнике плюрализму
современной философии уделяется первостепенное внимание.

• Преподавание философии в различных странах мира сейчас ведет-
ся по двум вариантам, которым дали название «немецкого» и «амери-
канского». «Немецкий» вариант преподавания философии заключает-
ся в историко-философской проблематизации курса философии. «Аме-
риканский» вариант состоит в изложении курса аналитической фило-
софии, с позиций которой рассматриваются не столь уж частые вкрап-
ления историко-философского материала.

В нашем учебнике вполне сознательно используется «немецкий» ва-
риант, который характерен для абсолютного большинства европей-
ско-континентальных стран. Вместе с тем в учебнике должное внима-
ние уделяется аналитической философии. Ее достижения, безусловно,
пора включать в российские учебники философии. В то же время вряд
ли целесообразно в России, являющейся крупнейшей европейской
державой, слепо следовать по пути американского философского изо-
ляционизма.

• Рискуя вызвать на себя огонь безжалостной критики, йы тем не
менее считаем необходимым высказать свое мнение об использовании
в преподавании философии ориентации на диалектический материализм
(ради краткости изложения не упоминаем исторический материализм)
и русскую философию.

Диалектический материализм сейчас находится в кризисе. Препо-
давателю философии истоки такого положения дел, очевидно, хорошо
известны. Сложнее понять, что косметический ремонт использовав-
шихся в советское время курсов диалектического материализма, изо-
биловавших догматическими отсылками к произведениям классиков марк-
сизма-ленинизма, мало что дает. Российским философам-профессина-
лам предстоит весьма объемная работа по осмыслению достижений
и недостатков диалектического материализма советского периода. На-
сколько нам известно, пока такая работа далека от своего завершения,


в создавшихся условиях преподавателю философии ничего не остается
как на свой страх и риск вырабатывать собственное отношение к диа-
лектическому материализму. На наш взгляд, диалектический матери-
ализм в современном его виде не является достойной альтернативой до-
стигшей высокого уровня развития западной философии.

Немало методических затруднений связано с осмыслением педаго-
гической ценности русской философии. Особенно неуместны две край-
ности. Во-первых, противопоставление России с философской точки зре-
ния остальному, особенно западному, интеллектуальному миру. Во-
вторых, отрицание за русской философией ее смыслообразующей функ-
ции в российском менталитете. Неуместны как слепое преклонение
перед философией Запада, так и российский философский ура-патрио-
тизм. В этой связи нам представляется разумным рассматривать рус-
скую философию в контексте мировой философской мысли.

• О дефиците учебного времени. Абсолютное большинство препода-
вателей философии жалуются, причем вполне справедливо, на дефицит
учебного времени. Часто слышится риторический вопрос: разве можно
за 32 часа обучить философии. Действительно, отводимые на изучение
философии 32—40 учебных часов лекционно-семинарских занятий ста-
вят преподавателя философии в положение своеобразного цугцванга: не хо-
чется как обеднять курс философии (с тем чтобы «уложиться» в отве-
денное на занятия учебное время), так и преподавать полноценный курс
философии, который окажется изученным лишь частично. Положение
трудное, но не катастрофическое.

Во-первых, успешное преподавание философии, рост авторитета
преподавателя философии, безусловно, открывает путь к увеличению объ-
ема учебного времени, отводимого на изучение философии. Во-вторых,
всякий дефицит учебного времени не закрывает пути педагогического
творчества, поиска наилучших путей преподавания.

На наш взгляд, даже в условиях бесспорного дефицита учебного
времени не следует отказываться от ориентации на изучение не иско-
верканного, а полноценного учебного материала. В этой связи часть
материала должна быть предоставлена студенту для простого чтения.
Студент должен ознакомиться с каждой главой учебника, но отнюдь
не обязательно включать в вопросники к зачетам и экзаменам все со-
держание учебника. Многое может быть использовано в качестве ма-
териала для сообщений, докладов, рефератов, конференций. В связи
с различным почасовым планированием курса философии мы приве-
ли три варианта указанного планирования. Разумеется, каждый пре-
подаватель, руководствуясь федеральным компонентом Государствен-
ного образовательного стандарта среднего профессионального образо-
вания, волен по-своему проводить почасовое планирование курса ос-
нов философии.

• Об относительно самостоятельных структурных компонентах учеб-
ника. Главы и темы учебника скомпонованы таким образом, что они об-


разуют относительно самостоятельные структурные компоненты Это
в частности, две части учебника: «Основные этапы философии» (темы
2-5) и «Систематический курс философии» (темы 6-13). Так как вто-
рая часть является во многих отношениях продолжением первой, то ее
неразумно изучать в качестве самостоятельного курса философии.
В случае острейшего дефицита учебного времени мы рекомендуем счи-
тать основой учебника именно первую часть.

При трехчастном делении материала учебника выделяются три
большие структурные единицы: темы 1-5, темы 1-8, темы 1-13 (весь
учебник). Темы 1-8 дают достаточно исчерпывающие сведения о состо-
янии современной философии, ее основных «болевых» точках.

• Против безымянной философии. Преподавание многих учебных дис-
циплин является в значительной степени безымянным. Имя того или
иного ученого упоминается разве что в случае, когда оно присвоено за-
кону (например, законы Ньютона, Менделя и т.п.). Практика препо-
давания философии показывает, что безымянная философия скучна и ли-
шена значимых ориентиров. Имена философов должны быть на слуху.
Это справедливо по отношению к выдающимся философам, к тому же
приводимые имена философов запоминаются, иногда бессознательно, сту-
дентами и позволяют им даже спустя годы иметь представление о струк-
туре философии.

Мы доводим до сведения читателя достаточно много имен выдаю-
щихся философов. Имеется в виду, что для студента учебник являет-
ся маленькой энциклопедией. Думается, преподаватель должен опреде-
литься: вклад каких именно философов в современную культуру дол-
жен знать студент. Наш минимальный список имен философов видит-
ся таким: Сократ, Платон, Аристотель (античность), Христос (нача-
ло новой эпохи), Декарт, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Ницше (Новое вре-
мя), Гуссерль, Хайдеггер, Витгенштейн, Деррида (XX в.), Соловьев, Бердяев,
Лосев
(русская философия).

• О языке философии. Язык философии достаточно специфичен,
он содержит много слов греческого и латинского происхождения
и уже по этой причине многим кажется трудным. Практика препода-
вания философии показывает, что совершенно неразумно стремиться
во всех случаях греческие и латинские термины переиначивать на рус-
скоязычный манер. Поступив таким образом, мы бы отлучили студен-
тов от оригинальной философской литературы. И это вместо того что-
бы, наоборот, предоставить им необходимый инструментарий для чте-
ния философских книг и статей. Языку философии следует учить со
всей тщательностью филологов, не оставляя без разъяснения ни один
термин.

• Преподавание философии должно быть интересным. Это аксиома.
Но когда именно преподавание философии является интересным? Хай-
деггер
как-то разъяснял, что философский интерес имеет место там, где
человек встречается с сущим. Речь идет не об эмоциях, которые тут же


ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮ- ЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ (в хронологическом порядке)

сменяются равнодушием и безразличием, а об устойчивом интересе. Ког- да философский энтузиазм преподавателя находит не случайный, а впол- не оправданный отклик в душе студента. Когда для обоих, преподава- теля и студента, философия становится откровением, поднимающим на новые научные, эстетические и нравственные высоты. Глубокоуважаемые коллеги! Из тех многочисленных инстанций, пе- ред которыми мы ответственны, наиглавнейшей является студент. Де- ло наше относится к числу благороднейших.

Приложение 7

Античность до н.э. Фалес (624-546) Парменид (540-470) Гераклит(535-470) Зенон (510-430) Сократ(469-399) Демокрит (460-371) Платон (427-347) Аристотель (384-322) Эпикур (341-270) Цицерон (106-43) Сенека (4 до н.э.-65 н.э.) Плотин (204-270) Средневековье Августин А. (354-430) Боэций А.(480-524) Авиценна(980-1037) Ансельм (1033-1109) Абеляр П.(1079-1141) Аверроэс (1126-1198) Фома Аквинский (1221-1274) Оккам У. (1280-1349) Возрождение и Новое время Кузанский Н.(1401-1464) Фичино М. (1433-1499) Бруно Дж. (1548-1600) Бэкон Ф.(1561-1626) Гоббс Т. (1588-1679) Декарт Р. (1596-1650) Спиноза Б. (1632-1677) Локк Дж. (1632-1704) Лейбниц Г. (1646-1716)

Юм Д. (1711-1776) Гольбах П. (1723-1789) Кант И. (1724-1804) Фихте И. (1762-1814) Гегель Г. (1770-1831) Шеллинг Ф. (1775-1854) Шопенгауэр А. (1788-1860) Фейербах Л. (1804-1872) Маркс К. (1818-1883) Пирс Ч. (1839-1914) Джемс У. (1842-1910) Ницше Ф. (1844-1900) Соловьев B.C. (1853-1900) Новейшее время Фрейд 3. (1856-1939) Гуссерль Э. (1859-1938) Бергсон А. (1859-1941) Лосский Н.О. (1870-1965) Рассел Б. (1872-1970) Бердяев H.A. (1874-1948) Флоренский П.А. (1882-1937) Витгенштейн Л. (1889-1951) Хайдеггер М. (1889-1976) Карнап Р. (1891-1970) Лосев А.Ф. (1893-1988) Гадамер Г. (1900) Поппер К. (1902-1994) Сартр Ж.-П. (190^-1980) Куайн У.(р. 1908) Кун Т. (р. 1922) Фуко М.(1926-1984) Хабермас Ю. (р. 1929) Деррида Ж. (р. 1930) Ленк Г. (р. 1935)

 


Примечание. Разумеется, приведенный перечень содержит элементы произ-
вола, ибо выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь ука-
зано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хро-
нику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.


Приложение 8