ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

«Легко ли быть молодым?» — это название фильма, который
был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть мо-
лодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной
или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар,
дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не
достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него
приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени,
который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Мо-
лодым нужно уметь стать.

С философским осмыслением молодости дело обстоит прибли-
зительно так же, как с философским осмыслением женственно-
сти. Подобно женщинам и молодежь является социальной груп-
пой. В обществе всякая биология нагружается социальностью.
Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчи-
нам, так и к женщинам.

Итак, молодежь — это особая социальная группа людей, вы-
деляющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде
бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глу-
бине истории, а в конце 60-х — начале 70-х годов нашего столе-
тия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее
апогея в середине 60-х в США движение молодежи против вой-
ны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае
1968 года, когда недовольство молодых своим положением выли-
лось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной


культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном
стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и про-
зрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех
трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность
втиснуть ее в старый стереотип: молодежь — это всего лишь лю-
ди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джек-
сона и Элгона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это
очевидным образом указывает не только на своеобразие молодеж-
ной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свиде-
тельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы
и огромные концертные залы.

Первоначально молодежную культуру считали исключитель-
но формой протеста против тех или иных устоявшихся общест-
венных порядков (отсюда название «контркультура»). Впослед-
ствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действитель-
но присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть
просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребен-
щикову,
лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена
престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его
вклад в музыкальную культуру страны.

Итак, молодежь — это самостоятельный субъект социаль-
ного творчества.

ценности молодых

Между ценностями молодых и пожилых нет резкой грани-
цы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каж-
дом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвиж-
но, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристи-
ку ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминиру-
ют следующие:

• стремление к максимальной жизненной непосредственнос-
ти, противостоящей чопорности и надменности;

• поддержка групповой, формальной или неформальной общ-
ности («мы — это мы, а они — это они»);

• непрактичность, переходящая порой в свою противополож-
ность — прагматичность;

• изобретательность и новаторство, сменяющиеся непракти-
ческим следованием стандартам;


• бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассив-
ностью;

• безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело до-
полняемое иждивенчеством;

• опора на воображение, фантазию, конструирование виртуаль-
ной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

• игриворть, противопоставляемая плановости;

• ирония, смех, карнавальность культуры;

• переплетение мужского и женского (парни похожи на де-
вушек, а девушки на парней).