И МЯЖЕСТВЕННОСТЬ

ВТОРОЙ ПОЛ И ФИЛОСОФИЯ

симона де бовуар: «женщиной не рождаются,
женщиной становятся»

В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской пи-
сательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа Жан-
Поля Сартра.
В книге было показано, что, во-первых, понима-
ние мужского и женского определяется культурными, в том чис-
ле и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен
мужская культура признается положительной, а женская нега-
тивной. Писательница дала своей книге название не случайно. Име-
ется в виду, что первый пол — это биологические признаки, по ко-
торым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное
биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее дето-
родной способности. Но наряду с первым полом есть еще и вто-
рой, сотворение мужественности и женственности в социальной
жизни человека, выработка и культивирование мужских и жен-
ских ценностей. Вот почему Симона де Бовуар утверждает, что
«женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке.
Но вплоть до второй половины XX века женскую проблемати-
ку не удавалось поднять на философские высоты. В последние
30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным
для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое жен-
щина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном
рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостя-
ми, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подо-
зревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение
единства и различия мужественного и женственного. Испод-
воль, незаметно для себя традиционная философия не только не
поставила под сомнение правомерность подчинения женщины муж-
чине, но и способствовала укреплению патриархата (власть от-
цов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизон-
ты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важней-
шее значение не только для женщин, но и для мужчин (мате-
ринство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сек-
суальное насилие, проституция и т.д.).


женщина и мэжчина, женственность

О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц.
Очень часто приходят к следующим двум выводам:

Сколько-нибудь уверенное проведение границ между муж-
чиной и женщиной возможно лишь на среднестатистическом уров-
не.
На индивидуальном уровне признаваемые типично мужски-
ми или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин
к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональ-
ность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам.
Но как быть с полькой Марией Склодовской-Кюри, которая дваж-
ды удостаивалась Нобелевской премии — первый раз по физике,
второй раз по химии (к тому же она была обаятельной женщи-
ной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но от-
носится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые
мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

• Качества «среднестатистических» мужчины и женщины до-
полняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обос-
нованно, что качества мужчины непременно лучше качеств
женщины.

Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) сред-
нестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужествен-
ности и женственности, о второй природе мужчин и женщин.

Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны цен-
ности.
Сложите все мужские ценности (Mj,..., Mn) и вы получи-


те то, что можно назвать мужской философией. Соответственно
сумма Ж1,..., Жn даст женскую философию.

Возьмите теперь какую-либо философскую систему, напри-
мер рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии.
Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкрет-
ную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так
и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алек-
сей (M1, M4, Ж3, Ж7), Иванова Марина (М2, М5, Ж1 Ж3).

В качестве вывода отметим: так называемая женская фило-
софия составляет органическую часть современной философской
картины мира.