ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

ЯЗЫК- СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

В предыдущих текстах приходилось часто обращаться к фи-
лософии языка. Настало время обобщить полученные сведения.
Энциклопедии дают самые различные определения языка, их да-
же не сотни, а тысячи. Язык — это знаковая система, исполь-
зуемая для целей коммуникации и познания.
Структурными еди-
ницами языка являются слова и предложения, составленные из
них тексты. Каждое слово, каждое предложение, каждый текст
всегда на что-то указывает, т.е. является знаком, причем чаще
всего довольно сложным. Сложный знак — это символ. Язык —
это символ всей нашей жизни,
нет ничего в нашей жизни, что
могло бы упрятаться от языка.

Жизненаполненность языка удивляет и даже поражает. Ка-
жется, язык умеет все: греметь, тарахтеть, нежничать, ценить,
посмеиваться, улыбаться и смеяться. Вот уж действительно,
язык — символ нашей жизни, результат постоянно возобновля-
ющегося творчества как народа в целом, так и каждого челове-
ка. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2000 различ-
ных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе
общения наций, народов, социальных групп людей. А число
искусственных языков (языков математики, логики, программи-
рования) вообще трудно сосчитать.

Для современной философии язык — одна из важнейших те-
матик. В рамках аналитической философии язык является един-
ственным достойным всяческого внимания предметом исследо-
вания. Для других философских направлений язык — очень важ-
ная тема.


Философы античности и средневековья уделяли в языке ос-
новное внимание имени как слову, обозначающему отдельный пред-
мет. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произ-


вольно, «не так, как нам заблагорассудится», а по природе.
Но что значит «по природе»? Для Платона имя подражает
прежде всего сущности. Первоначально даже по своему звуча-
нию слова были похожи на предметы, т.е. на свои значения. Но за-
тем от исходных слов было образовано столько новых слов, что
теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком
и значением. Связь слова с предметом закрепляется обществен-
ной традицией. Демокрит считал язык формой общественного
договора.

Для нас важно, что интерпретация языка в античности ве-
дется согласно содержанию философии.
Слова выражают сущ-
ность (сущность — это идея Платона или форма Аристотеля).

Переходя к средневековью, мы вправе ожидать, что слово бу-
дет связано с Богом. Так и есть. Евангелие от Иоанна начина-
ется словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». Язык оказывает-
ся символом божественного мироздания, смысл едва ли не лю-
бого слова надо искать в толковании Библии.

Когда же разгорелся спор между реалистами, номиналиста-
ми и концептуалистами, то слова стали пониматься как выра-
жения идей (реализм), как обозначение предметов как таковых
(номинализм), как обозначение составленных в уме понятий
(концептуализм).

В рамках философии имени очень важно сопоставить имя и его
значение, предмет. В этом отношении нам представляются заслу-
живающими особого внимания следующие суждения А.Ф. Лосе-
ва,
который был ярким пропагандистом философии имени
в XX веке: «Человек, для которого нет имени, для которого
имя только простой звук, а не сами предметы в их смысловой
явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой
действительности. Если слово не действенно и имя не реально,
не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама
социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действитель-
ность, тогда существуют только тьма и безумие, и копошатся в этой
тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудови-
ща. Однако мир не таков. И вот рассмотреть его как имя я
и дерзаю в этой книге («Философия имени» — название книги
А.Ф. Лосева. — В.К.). Итак, согласно философии имени, мир рас-
сматривается как имя; имя — символ мира.
Философия име-
ни весьма характерна для философии античности и средних ве-
ков, а также культивируется и в наши дни.