ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ

КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В наши дни концепция линейного развития общества подвер-
гается критике. Техника становится совершеннее, но становят-
ся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет
здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве,
но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концеп-
ция развития общества не учитывает случайности, различного
рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям мож-
но сравнивать прошлое и нынешнее состояние общества, а без это-
го невозможно в принципе представление о прогрессе. Современ-
ная история, равно как и прошедшая, воспринимается как ре-
зультат творчества людей, где имеют место и прогресс и ре-
гресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объ-
единения, единство и многообразие.
Короче, многие философы
придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изо-
бразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической
линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выра-
зить все богатство истории.

Вплоть до конца XIX века довольно популярной была кон-
цепция единства истории человечества. Многим казалось, что лю-


бое общество живет по тем же самым правилам и законам, что
другое. Благодаря исследованиям Н.Я. Данилевского, О. Шпен-
глера, А. Тойнби, П. Сорокина
была развита концепция локаль-
ных
обществ (иногда говорят о культурных организмах, циви-
лизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называ-
ют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую
цивилизации.

Анализ хода истории показывает, что он не противоречит фор-
муле «и единство, и многообразие». Единство и многообразие не
противоречат друг другу. При всем многообразии современных
обществ контакты между ними становятся все более многосто-
ронними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланвт-
ная
цивилизация.

запад и Восток. Кто мы? кем будем?

Часто подчеркивают, что судьба России — это путь с Запа-
да на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне,— европей-
цы, азиаты, евразийцы?

Для дальнейшего определимся более точно с терминами «За-
пад» и «Восток». В данном случае термины «Запад» и «Восток»
взяты не из географии, а из философии истории. Истоки Запа-
да видят в античности, в выходе на мировую арену Рима, в ус-
воении частью народов Европы римского умонастроения. Для За-
пада характерны рационализм, христианская традиция (в основ-
ном протестантизм и католицизм), просветительство, представи-
тельная демократия, приоритет индивидуалистического начала
перед коллективистским, развитая научно-техническая состав-
ляющая. Для Востока же характерны мистика, интуитивизм, буд-
дистская и исламская религиозные традиции, приоритет коллек-
тивного перед индивидуалистическим, общинность.

Что же касается России, то в ней, как известно, есть все: здесь
легко обнаружить как западные, так и восточные корни. А это
означает, что Россия должна способствовать диалогу Запад — Вос-
ток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности,
органично сочетающиеся с идеалами гуманизма, бережного от-
ношения к природе, свободного, справедливого и безопасного ми-
ра, практичности.

Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу росси-
янам? Окончательного ответа на этот вопрос нельзя дать. Здесь


нет другого пути, кроме полноценного философствования. На наш
взгляд, не Запад или Восток, а именно глубоко осмысленное со-
циальное творчество должно быть ориентиром будущего россиян.
Не плыть по воле волн, но и не попугайничать, а зорко вгляды-
ваясь в достижения западных, восточных, северных и южных со-
седей, осмысленно творить свою собственную историю.

основные выводы

• Человек — венец природы, обогащенный выработанными
сообществом людей познавательными, эстетическими и этичес-
кими ценностями.

• Общество — это совокупность людей, их социальных дей-
ствий и смыслов этих действий.

• Доступные нам данные позволяют считать, что общество бу-
дет изменяться нелинейно, единство человечества всегда будет
сопровождаться многообразием цивилизаций.

• Творческий характер деятельности человека не позволяет
прогнозировать ход эволюции человечества на большие (десят-
ки лет) промежутки времени.

основные термины

Философия человека

АНТРОПОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Философия общества

ОБЩЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

СМЫСЛ СОЦИАЛЬНОГО

ДЕЙСТВИЯ

Философия истории

ЛИНЕЙНАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕЛИНЕЙНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ЕДИНСТВО ИСТОРИИ МНОГООБРАЗИЕ ИСТОРИИ


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Философия человека

1. Каковы концепции человека у киников, эпикурейцев, стоиков и скеп-
тиков?

2. Какая философская концепция человека нравится вам больше дру-
гих? Почему?

3. В чем состоит особенность средневековой концепции человека?

4. В чем состоит особенность нововременной концепции человека?

5. Как характеризуют природу человека философы XXвека?

6. Читая роман или детектив, обратите внимание на то, какую
именно концепцию человека развивает автор книги.

Философия общества

7. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

8. Как определить смысл социального действия?

9. Сравните средневековую и нововременную концепцию общества.

10. За что критиковали современное общество Маркс, Гуссерль и Хай-
деггер?

Философия истории

11. Как была выработана линейная концепция развития общества?

12. Каковы характерные особенности нелинейной концепции разви-
тия общества?

13. Покажите на примерах единство и многообразие истории.

14. Как вы считаете, западные или восточные черты характера до-
минируют в вашем характере?