Китайская Философия

Индийская Философия

Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це-
лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч-
ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман».

Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брах-
ман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все
остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брах-
ман совпадают. Атман — это самосознание Брахмана, они сов-
падают, всякой двойственности приходит конец. Многие инду-
сы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бо-
га человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен од-
ним и тем же духом, одним и тем же Богом.

Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает
человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку сле-
дует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освобо-
диться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.

Представление об абсолютном бытии создается путем сведе-
ния всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить
рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире
множества. Есть более могущественная сила в постижении аб-
солютного бытия, чем абстрактное мышление,— это интуиция,
выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряже-
ние со всем существующим. В результате человек совпадает
с Богом, с абсолютным бытием.

Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органич-
но связана сосредоточенность индусов, которая также признает-
ся одним из необходимых достоинств человека. Индусы счита-
ют, что именно искусство мистики, духовных переживаний


и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло
им противостоять превратностям истории.

Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от
земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удоволь-
ствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами спе-
циальный комплекс приемов и упражнений для достижения
состояния нирваны.

Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догма-
тизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм,
чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равно-
душии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что
на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская фило-
софия достойно выполняет свое назначение — направляет дея-
тельность своих почитателей.

Индусы всегда относились к своим философам с почтением.
Отнюдь не случайно одним из первых президентов независимой
Индии стал философ С. Радхакришнан.

Главный интерес китайской философии — это отношения меж-
ду обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не те-
ория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом
месте в размышлениях основных представителей китайской фи-
лософии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской —
более 2,5 тысяч лет.

Китайские философы, равно как и их коллеги из других ре-
гионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой свя-
зи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения
вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в од-
ном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы),
в другом — по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь — без-
личная, сознательная, высшая сила. Дао — закон изменения ве-
щей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны
религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и ин-
дийской философией они приглушены.

Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао,
следования его универсальным правилам, подчинения ритмам при-
роды. Человек должен избавиться от личных стремлений, почув-
ствовать дао.


Соблюдать дао — это означает, по Конфуцию, быть не низ-
менным человеком, пренебрегающим общими интересами во
имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны
пять добродетелей: жэнь — человечность, спокойно-уравновешен-
ное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, нена-
вязчивым; чжи — мудрость, интеллект; и — следование этике
справедливости, долга, честности. Особенно это касается отноше-
ний в семье (отец — сын, муж — жена, старший брат — млад-
ший брат) и на службе (старший — младший; начальник — под-
чиненный); ли — послушание, деликатность, учтивость, уравно-
вешенность; сяо — покорность воле родителей.

Конфуций видел осуществление своей программы в умело ор-
ганизованном процессе образования и воспитания молодых. Его
влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Со-
крата
на Западе.

Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим
роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не
изменялись окрашенные в национальные тона философские си-
стемы, устоявшиеся философские традиции в той или иной фор-
ме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство
как философское учение сложилась за пять веков до нашей эры.
В XI-XII веках достигает расцвета неоконфуцианство. А в на-
ши дни среди китайских философов много сторонников так на-
зываемого нового конфуцианства. Похоже, что философские
традиции не умирают.

основные выводы

• Современная философия состоит из направлений, которые
взаимно дополняют друг друга.

• Феноменология рассматривает специфику «работы» созна-
ния человека.

• Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в ми-
ре.

• Философы-аналитики интерпретируют мир на основе ана-
лиза языка.

• Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тек-
сты в том числе.

• Диалектический и исторический материализм считает ба-
зисными реалиями в универсальном смысле материю, а приме-
106


нительно к обществу совокупность производительных сил и про-
изводственных отношений.

• Традиционная русская философия понимает мир с позиций
православно-религиозного единства любви, добра, истины и кра-
соты.

• Главная формула индийской философии: Атман есть Брах-
ман.

• Основной интерес китайской философии — этическое регу-
лирование отношений между людьми в обществе.

основные термины

Феноменология

ФЕНОМЕН ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕДУКЦИЯ
ЭПОХЕ ЭЙДОС

Герменевтика

БЫТИЕ-В-МИРЕ ВОПРОШАНИЕ
СУЩНОСТЬ ВЕЩИ ПОНИМАНИЕ

Аналитическая философия

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СМЫСЛ СЛОВА
ВЕРИФИКАЦИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ

Постмодернизм

ПИСЬМО ПРАКТИКА
ВОЗВЫШЕННОЕ

Диалектический и исторический материализм

ПЕРВИЧНОСТЬ МАТЕРИИ ВТОРИЧНОСТЬ СОЗНАНИЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Русская философия

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ СОБОРНОСТЬ
ВСЕЕДИНСТВО КОСМИЗМ

Индийская философия

АТМАН БРАХМАН
МОКША


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Феноменология

1. Чем отличается понятие студента от эйдоса студента?

2. Как человек приходит к эйдосу «человек»?

3. Почему в науке и технике жизненный мир человека обедняется?

4. Сравните теорию познания по Локку, Канту и Гуссерлю. Какие
различия вы подметили?

5. Что такое ценность?

Ценность автомобиля — что это такое: мысль человека, свойство ав-
томобиля или интерпретация человеком свойств автомобиля?

Герменевтика

6. В чем состоит главное отличие понимания от объяснения в на-
уке?

7. Что значит понять пылесос? Феноменологически это значит вос-
принимать его на основе эйдосов. А герменевтически?

8. Что есть, согласно герменевтике, истина? Изложите свое представ-
ление об истинном друге.

9. Вы рассматриваете фотографию дорогого вам человека. В чем смысл
слияния горизонтов фотокарточки и ваших собственных?

10. Что значит понять текст? Означает ли это проникновение в со-
знание творца текста или же понимание содержания текста не зависит
от автора? А может, ни то и ни другое?

11. Возьмите слово «предрассудок». Сначала покритикуйте его: «Фу,
предрассудок!», затем расхвалите: «О, перед рассудком!».

12. Рассмотрите, как происходит понимание в различных ситуациях,
почему одни понимают лучше других? Вспомните, перед Бородинской
битвой генералы предлагали много вариантов предстоящего сражения.
Как поступил Кутузов! Кто понимал лучше суть происходящего?

Аналитическая философия

13. Почему аналитики поставили в центр своего анализа проблему язы-
ка?

14. Что есть значение слова?

15. Покажите на примерах, что значение слова зависит от его упо-
требления.


16. Проведите игру-соревнование на звание лучшего философа-ана-
литика. Возьмите слово, например «инженер», и подыщите к нему
слова семейного сходства. Кто больше таких слов подберет, тот побе-
дитель. Готовясь к соревнованию, загляните в словарь синонимов.

17. Сопоставление теории с фактами необходимо. Что доказывается
таким сравнением? Что теория верна на вечные времена или же что она
пока не опровергнута?

18. Почему аналитики считали добро всего лишь эмоцией?

19. Согласны ли вы с тем, что речь есть действие?

Постмодернизм

20. Против чего выступают постмодернисты?

21. Почему постмодернисты считают текст более богатым, чем речь?

22. Что значит деконструировать, рассеять текст?

23. Что вы считаете возвышенным? Совпадает ли ваше мнение с мне-
нием постмодернистов?

24. Содержатся ли элементы постмодернистской философии в моло-
дежных танцах, полных импровизаций и виртуозности? Если да, то ка-
кие?

25. Если вы компьютерфэн, то постарайтесь дать себе отчет, какую
именно философию вы культивируете. Если вы не компьютерфэн, то по-
просите кого-нибудь рассказать вам о кибернетических играх и гипер-
пространстве и их эстетическом значении.

Диалектический и исторический материализм

26. Как вы понимаете суждение «Практика — критерий истины»?

27. Что образует, на ваш взгляд, базис общества? Производительные
силы, производственные отношения или духовные ценности?

28. Как, на ваш взгляд, можно избавиться от эксплуатации одних людей
другими?

Русская философия

29. Какой идеал вам ближе — цельности или расчлененности?

30. Каков ваш идеал положительного единства: Бог, этика, единст-
во истины, красоты и добра?

31. Как бы вы охарактеризовали так называемую русскую душу? В чем
состоит ее философское содержание?

32. Философия какого российского автора вам нравится больше все-
го? Почему?

33. Почему, как вы думаете, нас, россиян, все время тянет в космос?
Уж не потому ли, что мы в философии космисты?


Индийская философия

34. В чем состоит различие между Брахманом и христианским Бо-
гом?

35. Что тренирует йог в первую очередь — тело или дух? Кто такой
йог — спортсмен или философ?

Китайская философия

36. В чем вы видите специфику китайской философии?

37. Видите ли вы связь между современными экономическими пре-
образованиями в Китае и принципами конфуцианства?


РАЗДЕЛ 2

Систематический
курс философии