О ПЛЮРАЛИЗМЕ В ФИЛОСОФИИ

О ФИЛОСОФСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ

Современная философия представляет собой единое, но раз-
нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро-
ваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно фи-
лософское направление, ибо в таком случае теряются достоин-
ства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни филосо-
фы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или мо-
рально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетли-
во дана разнородность философии.

Еще отчетливее на разнородность современной философии ука-
зывает наличие четырех главных философских школ. Сейчас мы
их только назовем, а обстоятельно они будут рассмотрены чуть
ниже. В Англии, США, скандинавских странах доминирует ана-
литическая
философия, в которой первостепенное значение
придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень
сильны философские традиции, доминируют феноменология
и герменевтика. Во Франции и США больше чем в других стра-
нах сторонников постмодернизма. Итак, в наши дни можно вы-
делить четыре главных направления философии интернацио-
нального содержания — это аналитическая философия, феноме-
нология, герменевтика и постмодернизм.

При оценке философской ситуации в России следует иметь
в виду три обстоятельства.

• Многие философы, ученые и преподаватели, люди, прошед-
шие их школу, являются сторонниками, сознательными или
бессознательными, диалектического материализма — той самой
философии, которую развивали Маркс, Энгельс и Ленин.


• Значительная часть наших людей приобщается к упомяну-
тым выше философским направлениям — аналитической фило-
софии, феноменологии, герменевтике и постмодернизму, приоб-
ретших статус признанных составляющих мировой философии.

• Третью, также большую по численности группу наших со-
отечественников составляют те, кто является сторонником осо-
бого, русского, российского пути в философии. При этом под рус-
ской понимается прежде всего та философия, которая существо-
вала в России до 1917 г. и которая была продолжена вынужден-
ными и добровольными эмигрантами. Речь идет о философии B.C. Со-
ловьева, П.В. Флоренского
(погиб в сталинских застенках),
H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева и др.

В переводе с латинского плюрализм означает признание пра-
вомерности не одного, а многих, в данном случае философских,
воззрений. Плюралисты выступают против однопартийности в фи-
лософии. Именно такая точка зрения проводится в этой книге, что,
как мы полагаем, соответствует состоянию современной мировой
философской мысли, не совместимой с изоляционизмом, где бы
он не проводился — в Америке, Англии, ФРГ или России.

В наши дни открыто выступать против плюрализма отважи-
ваются редко, никто не хочет прослыть ретроградом. Тем не ме-
нее антиплюрализм жив, часто его маскируют в красивые одеж-
ды. Предлагают, например, изучить главное в философии, а не-
существенное опустить. Глядь, а оказывается, культивируется толь-
ко одна точка зрения, плюрализма-то и нет. В старых советских
учебниках философии изучались воззрения многих философов,
но интерпретация их проводилась односторонне, исключитель-
но с диалектическо-материалистических позиций. Что не со-
гласовывалось с этой позицией, отвергалось; этот не диалек-
тик, тот не материалист и т.д. Такая позиция напрочь исклю-
чает плюрализм.

Особо следует сказать, что плюрализм пронизывает собой
всю науку, принципиальные споры ведут между собой не толь-
ко гуманитарии, но и математики, и физики, т.е. представите-
ли тех наук, в которых, казалось бы, сама их строгость исклю-
чает разброс мнений. Действительное положение дел свидетель-
ствует в пользу реальности плюрализма во всех науках.


Увы, в преподавании многих наук плюрализм обычно даже
не упоминается. Наученные таким образом студенты вузов и тех-
никумов считают плюрализм чем-то экзотическим, уместным раз-
ве что в практической жизни. Плюрализм в философии тогда вос-
принимается чуть ли не как ее недостаток. Между тем плюра-
лизм в образовании — это всегда противовес догматизму. По этой
причине изучение различных философских систем очень благо-
творно, ибо здесь как раз и заключено основное противоядие от
догматизма. В философии потенциал плюрализма очень велик,
он выявлен давно, и, конечно же, его использование — благо-
творное дело.


их коллеги, представители других философских направлений, не об-
ращают должного внимания на работу сознания. А между тем
современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненно-
го знания, не только не избегает кризисных явлений, а наобо-
рот, плодит их (бесконечные войны, конфликты, экологические
катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать заб-
вения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый
феноменологический метод.


4.2. феноменология