ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

3.1.Философия эпохи возрождения

два центра: Бог и человек

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух-
вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа-
ет Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, те-
перь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового време-
ни в центре философских изысканий ставят человека (по-грече-
ски человек называется антропосом). В философии же эпохи Воз-
рождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому,
что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но-
вому времени.

основные идеи возрожденческой Философии .

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден-
ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен-
но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей
интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь-
ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче-
ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого
философского интереса во многом определились переходом от фе-
одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин-
дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась
особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг
в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как
первостепенного достоинства человека. В средние века считалось,
что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают
по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно
Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст-
ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения


стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар-
до да Винчи
— живописец и изобретатель, Микеланджело — жи-
вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрож-
дения. В средние века была широко распространена моралисти-
ка, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ-
ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест-
венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком
благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание
от божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план
не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла-
бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом
искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его
красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига-
ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри-
мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в* Ватика-
не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта
Дюрера
(«Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал.
Как внимательно относились художники к человеческому телу:
Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де-
лил на 1800 (!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще-
еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воз-
зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос-
ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел
длительную предысторию в античности и средневековье, но как
широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити-
ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва-
ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи-
альный — о новом мировоззренческом, нравственном и полити-
ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика,
т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении
достигнуть справедливого общественно-государственного устрой-
ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также
поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих
отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба,
взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса
и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче-
ство Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.


О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде
всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, ита-
льянской почве античное культурное наследие, особенно фило-
софию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи-
кура.
А для этого необходимо было детально изучить греческий
язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не мень-
шим рвением, чем сейчас английский. В термине «возрождение»
(по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преем-
ственности. Презрительное раннесредневековое отношение к ан-
тичной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь
же несостоятельное понимание средневековья как исключитель-
но мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из
гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезиро-
вать античные, средневековые и возрожденческие идеи.

Новые философские идеи не возникают на пустом месте,
они сохраняют преемственность со своими историческими пред-
шественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь про-
должается. В истории развития философских идей всегда име-
ется то, что часто называют связью времен. Чтобы не быть го-
лословными, приведем пример. Разве не античные мыслители под-
готовили основу для средневековых теоцентрических представ-
лений? Это, в частности, выработка строгого стиля мышления,
умения развивать единый логический принцип, понимание еди-
ного как блага. Без всего этого вряд ли мог появиться моноте-
изм. Далее. Возрожденческие идеи об активности человека, его
творческой сущности явно определяются представлениями о твор-
ческой силе и всемогуществе Бога.

3.2. Философия от декарта до канта
(XYII-XYIII ВВ.)

рене декарт - основатель Философии