МОЖНО ЛИ ДОКАЗАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА?

Сущность бога

Приведенная ниже информация сообщается читателю не
в качестве философских выводов, а для систематизации его
представлений о библии, ее содержании.

1. Бог — это одна сущность, представленная в трех лицах:
Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух.

2. Бог — это дух (Бог нематериален, бестелесен).

3. Бог невидим (ибо дух нельзя увидеть).

4. Бог жив (он любит, видит, слышит).

5. Бог — это личность (а не природа).

6. Бог самодостаточен (он не нуждается для своего сущест-
вования в чем-либо).

7. Бог необъятен (он не имеет пространственных границ).

8. Бог вечен (он не имеет временных границ).

9. Бог неизменен (ему некуда изменяться).

10. Бог всеведущ (он все знает).

11. Бог всемогущ (ему подвластно все).

12. Бог свят (он вне противоположности добра и зла).

13. Бог — истина (он никогда не заблуждается).

14. Бог справедлив и праведен (в том числе, когда наказыва-
ет).

15. Бог благ (он любит, благоволит, милосердствует).


Доказать существование Бога нельзя. Существование Бога при-
нимается на веру, на основе божественного откровения, интуи-
тивно, без доказательства, в силу авторитета библии. В курсах
богословия считается, что в пользу существования Бога можно
привести ряд заслуживающих внимания аргументов, суждений.
Это не доказательства, а всего лишь аргументы «в пользу». На-
иболее часто приводятся следующие из них.

1. Космологический аргумент: все, что существует, имеет
причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому долж-
на быть первопричина, это — Бог.

2. Богословский аргумент: Вселенная — неживое и живое —
характеризуется системностью, она разумна. Бог и есть этот ра-
зум.

3. Онтологический аргумент: все люди обладают идеей Бога,
этой идее по необходимости должно нечто соответствовать, это
нечто и есть сам Бог.

4. Нравственный аргумент: каждый человек несет в себе
представление об абсолютном нравственном законе, этот закон
и есть Бог.

5. Аргумент согласованности: вера в Бога лучше всего объ-
ясняет все факты нашей жизни, поэтому необходимо признать
реальность Бога.

В рассмотренных аргументах есть изъяны (предлагаем чита-
телю составить на этот счет свое собственное мнение), именно по-
этому они даже богословами, не говоря о философах, не счита-
ются доказательствами.

да или нет? вернющий или атеист?

Многовековая история развития религии и философии пол-
на взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайно-
стей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию,
и за философию, от имени религии и от имени философии.
Вспомните хотя бы бесславные так называемые крестовые похо-
ды. Исповедующие насилие никогда, берем на себя смелость
утверждать это, не были по-настоящему сведущими в религии
и философии. Они всегда были невеждами. Невежество рядит-


ся в различные одежды. Его излюбленным приемом является про-
стое, упрощенное: «Да или нет? Отвечай! Третьего не дано».

Если нашими читателями являются, с одной стороны, веру-
ющие, а с другой — атеисты, то нам бы не хотелось их проти-
востояния. Они вполне могут найти почву для единения, а имен-
но — оценивая религиозное учение как яркое философское со-
бытие, значение которого сказывается по настоящий день.

основные выводы

• В средневековой философии все интерпретируется исходя
из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога.

• Человек понимается как единство веры, надежды и любви.