Вопросы по теме

 

Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?

Что общего и каковы различия между паралингвистическими средствами общения и субъективными каналами восприятия и передачи информации?

Каковы основные различия между межличностным информационным обменом и массовым информационным обменом?

Является ли психологическая обратная связь информационным процессом?

Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?

Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

Что представляют собой феномены межличностного влияния?

Какие субъективные каналы восприятия и передачи информации наиболее востребованы современным школьным обучением? Обоснуйте свой ответ.

Задания для самостоятельной работы

 

Подготовьте перечень положительных и отрицательных санкций, которые может использовать учитель на уровне психологической обратной связи как коммуникатор и реципиент.

Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии: а) родителей с детьми; б) учителя с учениками; в) руководителя с подчиненными. Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?

Проанализируйте педагогические возможности изменения хронотипов в школе. Может ли учитель использовать изменение хронотипа в качестве средства воспитательного влияния или условия, обеспечивающего данное влияние? Приведите соответствующие примеры.

В книге В.А.Сухомлинского «Родина в сердце» представлены сочинения, написанные учениками 1-7 классов средней школы (М., 1980, С. 65-75). Проанализируйте данные сочинения с точки зрения единства нравственного содержания и формы подачи смысловой информации. Подумайте, какие из данных сочинений написаны в форме притчи?

Литература

 

Атватер И. Я Вас слушаю... - М., 1988.

Битянова М. Р. Социальная психология. - М., 1994.

Брудный А. А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М, 1977.

Брудный А. А. Понимание и общение. - М, 1989.

Брушлинский А. В., Поликаров В. А. Мышление и общение. - Минск, 1990.

Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж, 1993.

Кан-Калик В. А. Грамматика общения. - М., 1995.

Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. - Минск, 1997.

Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. - М., 1990.

Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986.

Оллпорт Г. Личность в психологии. - М., 1998.

Павлов И. П. Избранные произведения. - М., 1949.

Социология преступности: Современные буржуазные теории. - М., 1966.

Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М., 1983.

Чалдини Р. Психология влияния. - СПб., 1999.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. - М., 1973.