Основы административного права

Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию).

Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения (отношения между людьми) в ходе распорядительно-исполнительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц по исполнению функций государства и муниципальных образований и устанавливающая административную ответственность за правонарушения, связанные с осуществлением государственного управления.

Предметом регулирования административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Эти отношения складываются в связи с реализацией исполнительно-распорядительными органами своих полномочий по регулированию различных сфер общественной жизни (обеспечения и соблюдения прав и свобод человека, защиты всех форм собственности, охрана природы, экология, промышленность, торговля и т.д.).

Система административно-правовых норм включает две части: Общую и Особенную.

Общая часть административного права объединяет:

• нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан и их объединений;

• нормы, регулирующие административно-правовой статус субъектов исполнительной власти;

• методы реализации исполнительной власти;

• правовые формы управления;

• государственно-служебные отношения;

• административное принуждение и особенно – административную ответственность;

• контроль и надзор.

Особенная часть регулирует управленческие отношения в той или иной отрасли или сфере управления. Эта группа норм отражает специфику управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти или государственного управления.

 

Административные правоотношения – это урегулированные нормами административного права отношения, которые возникают в сфере государственного управления и урегулированные нормами административного права.

Данные правоотношения имеют ряд особенностей:

1. они складываются в сфере государственного управления, т.е. одной из сторон в данных отношениях должен быть орган исполнительной власти или его должностное лицо;

2. изначально отсутствует равенство сторон, одна сторона подчиняется другой: «власть-подчинение»;

3. в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность другой возникает перед государством, например: штраф за нарушение ПДД уплачивается в бюджет государства;

4. споры могут разрешаться и в суде и во внесудебном порядке.

 

Элементы административного правоотношения

       
 
Субъекты- участники правоотношения
   
­ Государственные органы ­ Органы местного самоуправления ­ Физические лица ­ Юридические лица  
 


 

 


 

 

       
 
   
Действия - осознанное поведение субъектов, они могут быть правомерными и неправомерными
 

 


Существует значительное разнообразие административных правоотношений. Первоначально можно выделить следующие две группы – внешние (возникающие непосредственно в процессе реализации функций управления применительно к управляемым объектам) и внутриорганизационные (возникающие в рамках внутренней деятельности органов управления) административно-правовые отношения.

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными; наиболее известная разновидность последних – деликтные.

Различают субординационные и координационные административно-правовые отношения. Для первых характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являются собственно административными. Вторые – это, как правило, такие управленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения есть властеотношения, в которых реализуется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот или иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны.