Законодательные источники новейшего периода отечественной истории. Этапы развития. Основные разновидности законодательных актов. Приемы и методы источниковедческого анализа.
Законодательные источники – комплекс законов и подзаконных актов, направленных на регулирование общ отношений в интересах части общества, которым принадлежит власть. Существовали определенные законодательные нормы, которые отражали время. Иногда закон принуждался вынуждено. Основная идея – закон отражает идеи господствующего класса.
Соотношение законодательной власти и исполнительной власти – подзаконные акты и законы.
С этим было сложно, т.к. длительное время отсутствовало четкое разграничение. И эти границы были условны.
Только в конце 1936 г. законом стали называться правовые акты, которые были приняты высшим органом – Верховным Советом. На практике чаще «закон» употреблялся à возвращение к Конституции 1977 г., в которой подтверждение разделения этих властей и актов.
Декабрь 1988 г. – закон: наряду с Верх Советом, Съезд Народных депутатов à границы снова размываются, т.к. Верховный Совет стал обладать правом принимать постановления – путаница
1991 г. – путч: распад СССР – вопрос нерешен.
Особенности (по учебнику «Источниковедение истории СССР», 1981 г.):
1. они основаны на изменении объективных процессов развития общества. Но в стране часто менялись законы (5-летние планы).
2. В законодательных источниках выражена классовая направленность, а дальше законы стали направляться на отдельных лиц.
Борщевский: повтор прежних особенностей. Советские законы правдивы, объективны, но это сомнительно – противоречия ст. Конституции 1936 г., разрешение митингов и в тоже время – репрессии.
Особенности (по проф. Заболотской):
1. новый строй, все законы служат ему
2. сложение однопартийности, при которой закон был идеологизирован à
3. тесная взаимосвязь советского законодательства с правящей партией
4. законодательные документы обладают юридической силой à запрашивают интересы всех членов общества.
Современный период:
1. 1917 - 1936 гг. Множество видов законодательства. Отсутствие четкого разграничения между законом и другими подзаконными актами. Большое количество учреждений и органов, кт обладали правом законодательства. До Конституции – это Всероссийский съезд и ЦК. Конституция 1924 г. - создано РСФСР, Президиум, Совет народных депутатов. Появляются совместные постановления.
2. 1936 – 1977 гг. Конституция 1936 г. определила Верховный Совет и Совет автономных республик. Законодательная инициатива – прерогатива палаты Совета. Высший исполнительный орган – Совет Министров.
3. 1977 – 1993 гг. Постоянная демократизация общества – расширение состава лиц законодательной инициативы. Конституция 1977 г. – подтверждение прав Верховного Советов, но расширение прав законодательной инициативы. Президиумом Верховного Совета, Совет Министров, Комиссии Верховного Совета их депутаты. С сер. 80-х гг. – появление реальной возможности обсуждения законопроектов. Затем – демократизация: съезд народных депутатов получает право принимать законы, расширяется законодательная инициатива.
Классификация – вопрос спорный.
§ По отраслям права: конституция, административное, уголовное, гражданское.
§ По уровню компетенции: общесоюзные, республиканские, местные.
§ По способам правотворчества: акты органов государственной власти, всесоюзные организации, референты.
Борщевский: нормативные и исполнительные.
Журавлев: конституция, акты конституционного характера, кодексы и основы законодательства, законы.
Основная классификация: декреты, Конституции, кодексы, подзаконные акты.
Существует систематизация, при которой основу выбирает сам исследователь.
Виды:
инкорпорация – объединение законодательных актов в одну группу по различным признакам без какого-либо изменения;
кодификация – объединение законодательных актов по группам, но вносятся уточнения и изменения.
Кодекс – объединение всех действующих законов в определенной области (К3оТ). Основы законодательства (о недрах…)
Указы – президиума Верховного Совета республик, общ. вопрос, отдельные категории лиц – назначения, награждения.
Подзаконные акты – постановления и распоряжения. Регулируют вопросы, которые уже отражены в нормативных актах.
Акты международного права – договора, декларации, пакты.
Много черт с документами предшествующего периода à анализ документов досоветского периода.
Стадии разработки, какая информация на них откладывается:
1. происхождение (закон инициатива, разработка, обсуждение, опубликование);
2. вступление в действие;
3. историческое и грамматическое истолкование.
Закон действуют: до 1958 г. – по мере поступления на места.
19 июня 1958 г. – указ: все законы публикуются в ведомостях не позднее 7 дней после принятия, через 10 дней вступают в силу. Это если не оговорен срок в законе.
Значение:
§ позволяют изучить изменения правовой базы à положения классов, слоев, политики
§ характеризуют развитие общественных организаций
§ это важно для изучения истории общественно-политической жизни
§ нужно изучать в комплексе с документами; предшествующими появлению закона