Основы правового статуса личности

Основы правового статуса личности составляют положения главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации. Под правовым статусом личности принято понимать совокупность субъективных прав и юридических обязанностей человека и гражданина.

Конституционные права человека – охраняемая Конституцией мера возможного поведения человека. Что касается термина «свобода», то в общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению[1]. По большому счету, границы между понятиями «права» и «свободы» очень подвижны и весьма условны. Иногда их различают в том, что свои свободы человек может реализовать самостоятельно, без участия государства, в то время как способность человека осуществить свои права в значительной степени зависит от активности в этом направлении государства.

В основе прав и свобод человека и гражданина стоят принципы:

1) неотчуждаемости и их принадлежности каждому от рождения;

2) их непосредственного действия;

3) равенства.

Права и свободы принято делить на определенные группы. Одной из самых распространенных классификаций прав и свобод является разделение их на пять групп.

1) Личные. Эти права и свободы неотделимы от личности и принадлежат каждому независимо от наличия гражданства Российской Федерации. Личные права и свободы наиболее полно характеризуют положение человека в гражданском обществе и гарантируют невмешательство государства в сферу частных интересов личности. К личным можно отнести следующие права и свободы, названные в Конституции Российской Федерации:

- право каждого на жизнь (статья 20, часть 1);

- право каждого на достоинство личности (статья 21), не быть подвергнутым пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; право каждого не быть подвергнутым без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам;

- право каждого на свободу и личную неприкосновенность (статья 22);

- право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23, часть 1);

- право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статья 23, часть 2);

- право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (статья 24);

- право каждого на неприкосновенность жилища (статья 25);

- право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26, часть 1);

- право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, часть 2);

- право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1);

- право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, часть 2);

- право гражданина беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (статья 27, часть 2);

- свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28);

- свобода мысли и слова (статья 29, часть 1);

- право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4);

- право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1);

- право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2);

- право каждого на судебную защиту его прав и свобод (статья 46, части 1 и 2);

- право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (статья 46, часть 3);

- право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1);

- право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 47, часть 2);

- право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48, часть 1);

- право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (статья 48, часть 2);

- право обвиняемого не доказывать свою невиновность (статья 49, часть 2);

- право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (статья 50, часть 3);

- право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (статья 51, часть 1);

- право потерпевших на обеспечение доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52);

- право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53);

- право гражданина самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (статья 60);

- право граждан на защиту и покровительство Российской Федерации за ее пределами (статья 61, часть 2);

- право гражданина иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 62, часть 1);

2) Политические. Данный вид прав характеризует взаимоотношения гражданина и государства. Для реализации таких прав, как правило, требуется наличие у лица гражданства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации называет такие политические права, как:

- право каждого на объединение (статья 30);

- право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31);

- право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1);

- право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2);

- право граждан на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4);

- право граждан участвовать в отправлении правосудия (статья 32, часть 5);

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33);

Экономические, социальные, культурные права относят традиционно ко второму поколению прав человека. Для них характерна материальная составляющая, так как эта группа связана с удовлетворением значимых для каждого человека потребностей в жилье, работе, отдыхе и т.д.

3) Экономические:

- право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1);

- право частной собственности (статья 35, части 1, 2 и 3);

- право наследования (статья 35, часть 4);

- право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (статья 36);

4) Социальные:

- право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1);

- право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 37, часть 3);

- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (статья 37, часть 4);

- право каждого на отдых (статья 37, часть 5);

- право родителей заботиться о детях и воспитывать их (статья 38, часть 2);

- право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39);

- право каждого на жилище (статья 40);

- право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41);

- право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42);

- право каждого на образование (статья 43);

5) Культурные:

- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (статья 44, часть 1);

- право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (статья 44, часть 2).

При этом следует иметь в виду, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Однако, как уже было сказано выше, правовой статус личности образуют не только права, но и обязанности человека. Как ни странно, большинство конституционных обязанностей содержаться в той же главе 2 Конституции Российской Федерации, хотя ее название, казалось бы, не располагает к этому.

Конституционные обязанности человека – предусмотренная Конституцией мера должного поведения человека.

Устанавливаются следующие конституционные обязанности:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15, часть 2);

2) заботиться о детях и воспитывать их (статья 38, часть 2);

3) заботиться о нетрудоспособных родителях (статья 38, часть 3);

4) получить основное общее образование (статья 43, часть 4);

5) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44, часть 3);

6) платить законно установленные налоги и сборы (статья 57);

7) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58);

8) защищать Отечество (статья 59).

Никаких санкций за неисполнения данных обязанностей непосредственно сама Конституция не закрепляет. Это прерогатива отраслевого (уголовного, административного, налогового) законодательства.

Условием полноты и цельности правового статуса личности признается гражданство. Гражданство –это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Российское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом «О гражданстве РФ» от 31.05.2002. Российское гражданство основано на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Так, Конституция РФ устанавливает: принцип единого гражданства(ст.6 ч.1), то есть наличие общего для всех федерального российского гражданства; принцип равного гражданства(ст.6 ч.1), то есть каждый гражданин обладает в России одинаковым правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ; неотчуждаемость гражданства(ст.6 ч.3) означает недопустимость лишения российского гражданства; недопустимость выдачи российских граждан иностранному государству (ст.61 ч.2); недопустимость высылки граждан РФ за её пределы (ст.61 ч.1) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания; принцип двойного гражданства (ст.62 ч.1) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; принцип покровительства и защиты российских граждан за рубежом (ст.61 ч.2); добровольность гражданства, означающая право каждого человека на гражданство и его изменение (ст.6 ч.3).

Федеральный закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство;

3) в результате восстановления в гражданстве РФ;

4) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором.

Приобретение гражданства по рождению является главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан. Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «права крови», т.е. с учетом гражданства родителей и «права почвы», т.е. в зависимости от места рождения. Ребенок, родители или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является её гражданином независимо от места рождения.

Прием в гражданство РФ осуществляется только в отношении совершеннолетних, дееспособных иностранцев и лиц без гражданства. Закон устанавливает определённые условия, которым должны отвечать лица, ходатайствующие о приеме. Такими условиями являются: проживание на территории РФ в течение 5 лет, наличие законного источника средств к существованию; владение русским языком; обязательство соблюдать Конституцию и законы РФ, подача лицом заявления в полномочный орган иностранного государства об отказе от имеющегося у него гражданства.

В качестве оснований приобретения гражданства Закон предусматривает восстановление в гражданстве РФ. Лица, ранее имевшие российское гражданство, могут быть восстановлены в российском гражданстве при соблюдении тех же условий, которые предусмотрены для принятия в гражданство. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается с 5 до 3 лет.

К иным основаниям приобретения гражданства РФ относится выбор гражданства при изменении государственной границы в соответствии с международным договором РФ. Лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

Прекращение российского гражданства осуществляется путем выхода из гражданства и по иным основаниям, предусмотренным законом (например, оптация). В выходе из гражданства может быть отказано по ряду оснований: имеет не выполненные перед РФ обязательства, установленные законом; привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения.

Таким образом, Конституция РФ уделяет пристальное внимание правам, свободам, обязанностям человека и гражданина, вопросам гражданства и принципам правового статуса личности, закрепляя основополагающие институты в 1 и 2 главе Конституции РФ.

 

Избирательная система Российской Федерации

В соответствии со статьей 3 (часть 3) Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Провозглашая референдум ( форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме) и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в статье 32(часть 2) право граждан Российской Федерации на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В Российской Федерации посредством выборов формируются следующие органы публичной власти:

1) Президент Российской Федерации;

2) Государственная Дума Федерального Собрания;

3) законодательные (представительные) и исполнительные (губернаторы) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ;

4) представительные органы муниципальных образований.

Населением могут избираться и иные органы, например глава муниципального образования, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования. Федеральное законодательство предусматривает также возможность избрания непосредственно населением мировых судей.

Понятие «избирательная система» можно раскрыть как в широком, так и узком смыслах.

Избирательная система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, возникающих в связи и по поводу подготовки и проведения выборов.

Избирательная система в узком смысле есть порядок определения результатов выборов. В мировой практике существует немалое количество видов избирательных систем, однако в России имеют распространение только два основных вида: мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система – такая избирательная система, при которой распределение мандатов происходит по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. Выделяют:

- мажоритарную систему относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил большинство голосов избирателей относительно числа голосов, полученных другими кандидатами. По такой системе избираются органы местного самоуправления во многих муниципальных образованиях (например, во всех муниципальных образованиях Новгородской области);

- мажоритарную систему абсолютного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное большинство (более половины) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По такой системе избирается Президент Российской Федерации (в условиях проведения так называемого первого тура выборов).

Пропорциональная избирательная система – такая избирательная система, при которой депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам. С помощью данной избирательной системы формируются в настоящее время Государственная Дума, а также законодательные (представительные) органы государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации.

Иногда при формировании органа власти посредством выборов используются одновременно обе избирательные системы. Такое сочетание двух избирательных систем часто называют смешанной избирательной системой. Например, первые четыре созыва Государственной Думы избирались именно по такой смешанной системе: половина депутатов избиралась по мажоритарной избирательной системе (по одномандатным округам), другая половина – по пропорциональной. В настоящее время такая система используется при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти большинства субъектов Российской Федерации (например, Новгородской областной Думы). От понятия «избирательная система» следует отличать понятие «избирательное право». Избирательное право понимается в двух смыслах: объективном (совокупность норм, регулирующих отношения по поводу выборов) и субъективном.

Субъективное избирательное право – установленная и гарантированная Конституцией Российской Федерации и законодательством возможность для гражданина избирать и быть избранным в органы публичной власти. Соответственно, субъективное избирательное право разделяется на активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным).

Активным избирательным правом обладает гражданин, достигший 18 лет и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное право в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет четыре основополагающих принципа: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательный процесс – предусмотренная федеральным законодательством деятельность соответствующих органов, кандидатов, избирателей и иных лиц в связи с подготовкой и проведением выборов в органы публичной власти.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) образование избирательных округов и избирательных участков;

4) образование избирательных комиссий;

5) выдвижение кандидатов;

6) предвыборная агитация;

7) голосование;

8) подсчет голосов и установление результатов выборов.

Подготовку и проведение выборов организуют и обеспечивают избирательные комиссии. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- избирательные комиссии муниципальных образований;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.