Государственного управления

Успешное решение проблемы профессионализации государственной службы нереально без квалифицированного участия государственных органов управления государственной службой и кадровых подразделений государственных органов, т.е. кадровых служб. В нашей стране как в прошлом, так и в настоящем, кадровым службам отводилась и отводится незначительная, вспомогательная роль.

Так, в советский период нашей истории отсутствовала система подготовки специалистов по работе с персоналом, в то время как кадровые службы функционировали во всех отраслях народного хозяйства, в государственных и партийных органах. В результате самым ценным достоянием общества – человеческими ресурсами, профессиональным опытом людей, – распоряжались работники, не имеющие профессионального образования в данном виде деятельности. Такое положение в значительной мере объяснялось чрезмерной политизацией системы государственного управления. Сегодня в работе с кадрами предпочтение нередко отдается меркантильным соображениям и клиентарным связям личной преданности и покровительства.

В ведущих зарубежных странах во второй половине ХХ в. развитию теории и практики управления персоналом стало придаваться приоритетное значение. Это находит отражение в следующих направлениях государственной кадровой политики:

·разработка национальных программ подготовки специалистов по управлению персоналом;

·создание системы учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов по персоналу:

·развитие широкой сети консалтинговых, консультативных услуг в сфере кадрового менеджмента:

·существенное повышение статуса кадровых служб и их руководителей вплоть до уровня первых заместителей руководителя организации, предприятия.

Следует, однако, отметить, что в России пока не произошло существенных изменений в статусе кадровых служб, их роли и ответственности за рациональное использование персонала, в том числе государственных служащих. Необходима законодательная база, регламентирующая полномочия и ответственность кадровых служб за подбор государственных служащих, позволяющая им не обслуживать кадровые интересы высших чиновников, а обеспечивать профессиональный рост и должностное продвижение персонала, его рациональное использование. В этих целях необходимо повышение статуса кадровых служб, развитие их структуры и привлечение специалистов по работе с персоналом.

Решение проблемы собственного кадрового обеспечения служб персонала предполагает создание системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по управлению персоналом. Потребность в специалистах такого профиля в нашей стране весьма велика. За последние годы в этом направлении сделано немало как в научно-методическом, так и в организационно-управленческом аспектах. Признанием важности этого вида деятельности стало введение в действие с марта 2000 г. государственного образовательного стандарта профессионального образования на специальность «Управление персоналом».

В ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» содержится ст. 44, в которой определяется перечень функций кадровой службы государственного органа. Он включает в себя:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;

2) подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;

3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;

4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;

5) ведение личных дел гражданских служащих;

6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;

7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;

8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;

9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;

10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;

11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;

12) организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;

13) организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;

14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;

16) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

17) организацию проведения служебных проверок;

18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.

Положение о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров утверждается руководителем государственного органа. В целом функционал кадровой службы сводится к выполнению учетно-оформительских, организационно-вспомогательных и консультативных операций, однако, при наличии федерального и региональных государственных органов управления государственной службой они способны внести весомый вклад в улучшение кадрового обеспечения государственного управления.

Суммируя вышеизложенное, следует сказать, что профессионализация труда и нравственное оздоровление государственной службы может стать надежной защитой общества от непрофессионализма, коррупции и бюрократизма, что является необходимым условием повышения эффективности, статуса и престижа российской государственной службы.

Контрольные вопросы

1. Назовите причины углубления профессионализации в сфере государственной службы.

2. Укажите различия между профессией, специальностью и специализацией.

3. Какими обстоятельствами обусловлены нравственные аспекты гражданской службы?

4. Назовите приоритетные этические принципы государственной службы.

5. В чем заключается суть принципа лояльности на государственной службе?

 

Проблемные задания

1. В результате социологического мониторинга кадров государственной службы выяснилось, что 80 % опрошенных смогли бы при определенных условиях работать с большей отдачей, при этом 75 % опрошенных без каких-либо подсказок высказали конкретные предложения по совершенствованию организации труда.

Опираясь на научные данные и собственный опыт, укажите основные причины неполного использования кадрового потенциала государственной службы.

2. Анализ результатов социологического исследования служащих исполнительных органов власти позволяет выделить две категории чиновников: «служащих государству» и «служащих самим себе». Отчетливо проявляется следующая зависимость: чем моложе опрошенные и меньше стаж работы в госорганах, тем чаще они склонны игнорировать обязательные для госслужащего нормы нравственности. Так, например, в группе респондентов в возрасте до 30 лет только 7,8 % указали на важность быть честными, принципиальными и неподкупными.

Какие меры необходимо предпринять в кадровой работе, чтобы омоложение персонала госслужбы приводило к повышению моральной устойчивости служащих.

Список литературы

12. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М., 1993.

13. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 27 мая 2003 г.].

14. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 31 июля 2004 г.].

15. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): федер. программа: [утвержд. Указом президента РФ 10 марта 2010 г.].

16. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской федерации от 30 ноября 2010 г.

17. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

18. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело. 2009.

19. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

20. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

21. Соколов, В. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации / В. Соколов // Государственная служба. – 2004. – № 2.

22. Турчинов А.И., Магомедов К.О. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. Социологический анализ.– М.: Изд-во РАГС.– 2009. – С. 15-16.

23. Управление персоналом: Учебник./Под общ. ред. А.И.Турчинова.– М.: Изд-во РАГС, 2008.