Тенденции становления административно-политической элиты

Процесс формирования российской административно-политической элиты протекает в осложненных политических условиях, вызванных неудачным ходом экономической реформы, низким жизненным уровнем большей части населения, падением общественного доверия к органам и должностным лицам государственной власти и управления, допустившим рост преступности, коррупции в государственном аппарате и обострение межнациональных конфликтов.

Следствием этого стало сокращение социальной базы и источников формирования кадров демократической формации. Однако в целом наблюдаются обнадеживающие тенденции омоложения нынешней административно-политической элиты, рост ее образованности и переориентации кадров высшего звена с производственно-технологической на гуманитарную сферу. Нынешняя правящая элита страны включает более 24 % специалистов с юридическим и экономическим образованием. В региональных элитах они составляют почти 12 %. В то же время заметно сократился технократический сектор в составе правящей элиты.

Заслуживает быть отмеченным такой показатель роста образованности высшего управленческого слоя, как доля представителей, имеющих ученые степени доктора или кандидата наук. В высшем федеральном руководстве они составляют более 70 %. Вместе с тем, значительная часть руководителей министерств и ведомств игнорирует предлагаемые формы повышения квалификации и переподготовки, что во многом объясняется нестабильностью кадровой ситуации в управленческом эшелоне. Высокая кадровая мобильность высших эшелонов власти имеет своими источниками трудности овладения оптимальным стилем работы в новых условиях, а также разного рода злоупотребления, компрометирующие государственную власть и самих чиновников, противоборство различных финансово-экономических группировок, запущенность работы с кадровым резервом.

Формирование достойной, т.е. авторитетной, образованной, высоконравственной и ответственной административно-политической элиты является одной из главных задач ГКП. Для ее решения необходимо включение всех компонентов механизма реализации кадровой политики, осознанное стремление высших государственных должностных лиц и служащих приобретать новейшие знания и навыки административной и политической деятельности не только в учебных заведениях, но и путем самообразования и самовоспитания. Система выборов, являясь регулярным механизмом обновления административно-политической элиты, представляет народу как первосубъекту кадровой политики реальную возможность участия в формировании достойной управленческой элиты.

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание принципа эгалитаризма и его влияние на кадровую политику.

2. В чем заключаются своеобразие элитарного подхода в кадровой работе?

3. Назовите характерные черты достойной административно-политической элиты.

4. Какие функции возлагаются на административно-политическую элиту?

5. Какова структура современной административно-политической элиты?

Проблемные задания

1. Бывший президент США Р. Рейган высказал мысль, что правительство не лучше остального общества. Те, кто устанавливает правила и законы, не обязательно умнее или благороднее тех, для кого эти правила и законы установлены. Эрнст.

Оцените приведенные суждения исходя из определений понятия административно-политической элиты.

2. Социологические исследования в нашей стране показывают возросшее стремление к элитарности, желание выделиться, отличиться от остальных и особенно от «толпы». Для достаточно большого количества людей одним их главных мотивов работы в государственном аппарате является желание «войти в элиту».

Оцените стремление к элитарности как мотив государственной службы: заслуживает ли он одобрения либо осуждения?

Список литературы

1. Ашин, Г.К. Дилемма элиты: истина и мнимые проблемы / Г.К. Ашин // Власть. – 1999. – № 12.

2. Афанасьев, М.Н. Правящие элиты и государственность посттоталитарной России: курс лекций / М.Н. Афанасьев. – М.–Воронеж, 1996.

3. Восленский, М.С. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза /М.С. Восленский. – М., 1991.

4. Государственная служба: учебник / под ред. В.Г. Игнатова. –М.: ИКЦ «МарТ». 2004.

5. Зелетдинова, Э. Механизмы демократизации государственных органов власти региона и региональной властной элиты / Э. Зелетдинова // Власть. – 2001. – № 9.

6. Петров, В. К вопросу о состоянии региональной политической элиты в Волгоградской области / В. Петров // Экспертиза. – 2002. – Вып. 2.

7. Лапина, Н. Региональные элиты в РФ: модели поведения и политические ориентации / Н. Лапина, А. Чирикова. – М., 1999.

8. Охотский, Е.В. Государственная служба в парламенте: Отечественный и зарубежный опыт / Е.В. Охотский. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002.

9. Охотский, Е.В. Региональные элиты и российский федерализм / Е.В. Охотский // Власть. – 2002. – № 1.

10. Старостин, А.М. Современные российские элиты: на пути к новой конфигурации / А.М. Старостин // Власть. – 2003. – № 7.

Словарь терминов и определений

Правящая административно-политическая элита – привилегированный социальный слой высших руководителей государственного управления, непосредственно участвующих в разработке, принятии и осуществлении политических и государственно-управленческих решений.

Контрэлита – включает оппозиционеров правящей элиты (лидеров оппозиционных партий и движений).

Околоэлитное окружение – группа советников и помощников государственных должностных лиц и руководителей общественно-политических организаций, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.

Эгалитаризм – идеология социального равенства и ведущей роли народных масс в управлении обществом, основанная на признании равных способностей к управленческой деятельности.

Номенклатура – круг должностей, назначение или освобождение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа.

Тема 19. Профессионализация труда в государственной службе