Элиты России
Структура и функции административно-политической
Понятие и объективная обусловленность административно-политической элиты
Государственной власти
Тема 18. Административно-политическая элита в системе
Она представляет собой привилегированный социальный слой высших руководителей государственного управления (обладающих выдающимися профессиональными, социальными и личностными качествами) непосредственно участвующих в принятии и осуществлении политических и государственно-управленческих решений.
При социализме отрицалось существование элиты и пропагандировалась идеология эгалитаризма, т.е. социального равенства и ведущей роли народных масс в управлении обществом. Вместе с тем, всячески скрывались властные преимущества и привилегии реально существовавших элитных слоев. Идеология эгалитаризма стала теоретической основой закрытой номенклатурно-бюрократической системы кадровой работы. Отечественный опыт убедительно продемонстрировал, что отрицание элиты в конечном счете приводит к господству неэффективной, постепенно деградирующей элиты.
Государственная кадровая политика современной России строится с учетом элитарного подхода, на признании неравенства способностей людей к управленческой, законотворческой и другим видам деятельности и необходимости формирования элиты цивилизованного демократического общества. Ее характерными чертами должны стать:
·открытость механизма формирования;
·компетентность;
·авторитет;
·нравственность.
Исходя из указанных требований – ожиданий, есть основания утверждать, что в современном российском обществе административно-политическая элита находится в стадии формирования.
Процесс формирования зрелой политической элиты займет немало времени. Нынешняя административно-управленческая элита по своему составу и происхождению является, с одной стороны, социальным продолжением предшествующей элиты социалистической формации. С другой стороны, под влиянием новых социальных условий она меняется и пополняется представителями слоев, возникших в ходе экономических реформ и политических преобразований.
Структура административно-политической элиты России включает несколько слоев:
·правящую элиту федерального уровня (элиту в узком смысле слова);
·региональную правящую элиту;
·контрэлиту;
·околоэлитное окружение.
Правящая элита федерального уровня насчитывает свыше 2 тысяч человек и включает Президента РФ, лидеров и членов палат Федерального Собрания, Председателя Правительства и его заместителя, министров и руководителей других федеральных органов исполнительной и судебной власти, влиятельных лидеров политических партий и общественных организаций, руководителей финансового, промышленного и военного комплексов.
Региональная административно-политическая элита насчитывает в среднем 150–200 человек в каждом субъекте Федерации.
Контрэлита включает оппозиционеров правящей элиты: лидеров оппозиционных партий и движений. Околоэлитное окружение составляют в основном лица, замещающие государственные должностные категории советников и помощников государственных должностных лиц и руководителей общественно-политических организаций, а также видные функционеры и советники лидеров оппозиции.
Социальная значимость административно-политической элиты определяется ее функциями, главными из которых являются следующие:
·анализ интересов различных социальных групп и слоев общества и отражение их в политико-управленческих решениях;
·выработка внутренней и внешней политики государства, соответствующих программ, идеологических концепций и законов;
·организация и совершенствование политических и управленческих институтов, создание механизма реализации выработанного политического курса;
·объединение усилий различных политических сил и других элит (научной, промышленной, аграрной, деятелей искусства и т.д.) для достижения социального мира и процветания общества.
Исполнение своих главных функций российской административно-политической элитой нельзя признать удовлетворительным. Ее формирование и функционирование затрудняют конфронтация группировок, противоборство федеральной и региональных элит, недостаток политической культуры и опыта, а также отсутствие государственных программ формирования отечественной административно-политической элиты.