Служащего

Наблюдаемое в последнее десятилетие общее снижение уровня профессионализма, ответственности и моральной устойчивости в государственном аппарате обусловило необходимость четкого определения правил служебного поведения гражданских служащих в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для эффективного выполнения должностных обязанностей, исключения злоупотреблений. Они сформулированы в ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе» в виде требований к служебному поведению гражданских служащих.

Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений; религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Помимо этого, гражданский служащий, замещающий должность категории «руководители», обязан не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Контрольные вопросы

1. Назовите общие принципы государственной кадровой политики.

2. Раскройте содержание принципа законности в разработке и реализации ГКП.

3. Каковы специфические принципы ГКП в сфере гражданской службы?

4. Как Вы понимаете содержание требования проявлять корректность в обращении с гражданами?

 

Проблемные задания

1. В понимании и изложении принципов ГКП проявляются разные позиции и трактовки, что в значительной мере объясняется сложностью и недостаточной разработанностью и пониманием проблематики кадровых процессов. Например, в перечне принципов кадровой политики встречаются принципы правопорядка и разделения властей.

Определите, имеют ли названные принципы отношение к государственной кадровой политике?

2. В современной России наблюдается процесс феминизации госслужбы: доля женщин достигла в ней 70 %. Феминизация госслужбы получает как позитивные, так и негативные оценки в обществе и среди специалистов. У одних она вызывает желание ограничить прием женщин на госслужбу, другие полагают, что увеличение доли женщин, особенно на высших и главных должностях, приведет к укреплению госслужбы.

Оцените сложившуюся структуру персонала госслужбы по полу и указанные позиции, руководствуясь принципами ГКП.

2. Сокращение численности государственного аппарата осуществляется с переменным успехом в различных федеральных и региональных государственных органах. Значительный сдвиг в этом направлении сделан в 2010 году в Администрации Волгоградской области. По сравнению с 2009 годом общая численность государственных должностных лиц и служащих сокращена на 1.221 человек и составляет 3.188 человек.

Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М., 1993.

2. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 27 мая 2003 г.].

3. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 31 июля 2004 г.].

4. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): федер. программа: [утвержд. Указом президента РФ 10 марта 2010 г.].

5. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской федерации от 30 ноября 2010 г.

6. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

7. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело. 2009.

8. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

9. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

10. Турчинов А.И., Магомедов К.О. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. Социологический анализ.– М.: Изд-во РАГС.– 2009. – С. 15-16.

11. Управление персоналом: Учебник./Под общ. ред. А.И.Турчинова.– М.: Изд-во РАГС, 2008.

 

 

Словарь терминов и определений

Компетенция – объем полномочий, которыми наделяется какой-либо государственный орган или должностное лицо.

Принципы государственной кадровой политики – основные положения и правила, регламентирующие работу с персоналом.