Объекты ГКП

К объектам ГКП относятся трудовые ресурсы страны, отдельные группы и категории населения, кадровые процессы и отношения, на которые направлена деятельность субъектов кадровой политики. Многообразие объектов ГКП побуждает вводить определенное «разделение труда» среди субъектов, включая в их компетенцию соответствующие категории кадров, процессы и отношения. Лишь государство как главный субъект кадровой политики в качестве объекта своего воздействия имеет все кадры общества, все трудовые ресурсы, многие кадровые процессы и отношения.

В центре внимания и непосредственного воздействия со стороны государства находятся персонал государственной службы, процессы и отношения, складывающиеся в органах власти и управления. Такое положение объясняется не только сложностью и ответственностью государственной службы вообще, но и особой ролью этого института в разработке и реализации курса реформ в нашем обществе, в интеграции общества и его устойчивом развитии.

Следует также обратить внимание на расширяющуюся практику привлечения в Россию трудовых ресурсов из стран СНГ и ближнего зарубежья. Учитывая это обстоятельство, государственные органы РФ приступили к регулированию миграции иностранной рабочей силы, к регламентации статуса и условий труда, осуществлению контроля использования иностранных работников.

В современной России взаимодействие субъектов и объектов кадровой политики нельзя признать отработанным и удовлетворительным. В социально-трудовой сфере возникают острые конфликты, вызванные неравномерностью развития регионов и отраслей, безработицей, задержками выплаты заработной платы, отсутствием достаточно четких критериев оценки труда и произволом администрации. Новый Трудовой кодекс РФ призван заложить нормативно-правовую основу социально-трудовых отношений между работодателями и работниками. Ориентиром и одним из важнейших показателей эффективности ГКП является утверждение отношений социального партнерства субъектов и объектов кадровой политики на всех уровнях ее реализации.

Контрольные вопросы

1. Назовите легитимных субъектов ГКП.

2. Существуют ли в РФ нелегитимные субъекты ГКП?

3. Какое место среди объектов ГКП отводится государственным служащим?

4. Можно ли считать многосубъектность ГКП безусловным благом?

5. На основе какого принципа целесообразно выстраивать взаимодействие субъектов и объектов ГКП?

Проблемные задания

1. Лауреат Нобелевской премии швейцарский химик, профессор Рихард Эрнст в интервью журналу «Государственная служба» высказал такую мысль: «Я думаю, что у государственного управления особая миссия в обществе. Оно задает тон, показывает своим гражданам пример. На поведение институтов власти ориентируется большинство из нас. И именно то, что думает и как действует человек во власти, является наиболее сильным стимулом для всех остальных думать и действовать. Наивно думать, что само общество будет лучше, чем те его представители, – как правило, наиболее активные и наиболее подготовленные, – которые возглавляют государство»[30]

Относится ли сказанное к современной России? Насколько организация отечественной государственной службы и служебное поведение чиновников соответствует особой миссии государственной службы?

 

3. Социологическое исследование эффективности воздействия населения на власть, проведенное Институтом социологии РАН в 2002 году, показало, что к числу наиболее эффективных 19,8 % опрошенных россиян относит участие в выборных кампаниях и референдумах; 19,3 % – обращение в средства массовой информации; 18,3 % – обращение в суд. Однако 59,8 % ответили, что эффективных способов влияния на власть нет[31]. В 2009 году, по данным Социологического центра РАГС, доля тех, кто сомневается или вообще отрицает возможность влияния населения на решения властей, увеличилась до 81,5%.[32]

Оцените представленные результаты опросов с точки зрения выполнения народом роли первосубъекта ГКП?

 

2. Гендерная асимметрия в кадровом обеспечении государственной гражданской службы России вызывает дискуссии в научной литературе относительно её причин и воздействия на эффективность служебной деятельности.

Какими причинами обусловлено, на Ваш взгляд, преобладание женщин на государственной гражданской службе РФ и преобладание мужчин в ведущих и главных должностных группах? Оказывает ли гендерная асимметрия какое-либо воздействие на эффективность деятельности государственных органов?

1. Для оценки труда государственных служащих и эффективного перемещения их на другие должности разработана методология Оценки труда и поддержки рейтинга (ОТПР). С её помощью осуществляется систематическая оценка государственных служащих, занимающих рядовые позиции в министерствах, департаментах, агентствах. В ОТПР включаются: знания и навыки, контакты и коммуникабельность, способность к разрешению трудных задач, принятию решений, самостоятельной работе, эффективному распределению ресурсов, а также общий вклад в работу департамента. Такую оценку проводят специально обученные интервьюеры, которые в своих письменных отчетах дают беспристрастную характеристику служащим.[33]

Какому подходу соответствует указанный метод оценки труда государственных служащих? Какие различия Вы усматриваете в методике ОТПР и процедуре аттестации российских гражданских служащих?

Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М., 1993.

2. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 27 мая 2003 г.].

3. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 31 июля 2004 г.].

4. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): федер. программа: [утвержд. Указом президента РФ 10 марта 2010 г.].

5. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской федерации от 30 ноября 2010 г.

6. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

7. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело. 2009.

8. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

9. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

10. Турчинов А.И., Магомедов К.О. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. Социологический анализ.– М.: Изд-во РАГС.– 2009. – С. 15-16.

11. Управление персоналом: Учебник./Под общ. ред. А.И.Турчинова.– М.: Изд-во РАГС, 2008.

 

Словарь терминов и определений

Субъект государственной кадровой политики – активный участник кадровых процессов, наделенный правами и ответственностью, т.е. компетенцией вырабатывать и осуществлять государственную кадровую политику.

Объект государственной кадровой политики – трудовые ресурсы страны, отдельные группы и категории населения, кадровые процессы и отношения, на которые направлена деятельность субъектов кадровой политики.

Центральный объект государственной кадровой политики – государственные и муниципальные служащие.