Цели и приоритеты ГКП
Основные функции и структура кадровой политики
в сфере государственной службы
Кадровая политика предназначена регулировать кадровые процессы и отношения. К кадровым процессам относятся качественные и количественные, позитивные и негативные изменения в кадровом корпусе государственной службы. Наиболее существенное значение имеют процессы изменения образовательного уровня служащих, их профессиональной квалификации, динамика показателей стажа служебной деятельности и возраста, численности и пола государственных служащих, оплаты их труда.
Кадровые отношения представляют собой устойчивые связи между субъектами управления, в чью компетенцию входит решение кадровых вопросов, и персоналом государственных органов по поводу оценки, должностного перемещения, профессионального развития человека в организации. К кадровым отношениям на государственной службе законодательством и обществом предъявляются повышенные требования в виде определенных ограничений, связанных с исполнением служебных обязанностей, а с другой – в порядке компенсации государственным служащим предоставляются дополнительные льготы и социальные гарантии.
К числу основных социальных функций ГКП относятся:
·повышение результативности государственного управления и эффективности экономики;
·укрепление государственной целостности, социально-политической стабильности общества и благосостояния народа;
·вовлечение трудовых ресурсов в государственное управление и местное самоуправление в интересах государства, общества и гражданина;
·удержание власти.
В структуре ГКП выделяются следующие основные компоненты:
·официально признанные цели, задачи и принципы деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений;
·главные критерии оценки кадров;
·направления и формы совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
·формы и способы рационального использования кадрового потенциала страны.
Государственная кадровая политика является частью, одним из направлений социальной политики, через которую она включается в общий комплекс внутренней и внешней политики Российской Федерации. Приоритеты и цели ГКП определяются в зависимости от государственного устройства, уровня развития и состояния общества. Поскольку и государственное устройство, и организация государственной службы находятся в стадии реформирования, постольку приоритеты и цели ГКП не приобрели пока достаточной определенности и конкретности. Высказываются, в частности, различные взгляды на объем и пределы государственного регулирования кадровых процессов, на уровень централизации государственной службы, на размер денежного содержания и способы стимулирования служащих.
Вместе с тем, в процессе теоретической и практической деятельности все более отчетливо вырисовываются основные черты ГКП, ее главные цели и приоритетные направления.
К главным целям относятся:
·обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;
·эффективное использование интеллектуального потенциала трудовых ресурсов страны;
·создание благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения;
·формирование достойной административно-политической элиты России.
Приоритетными стратегическими направлениями достижения указанных целей в сфере государственной службы являются:
·создание эффективного механизма формирования кадрового состава государственной службы и системы федеральных и региональных органов управления государственной службой;
·повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
·совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных служащих;
·обновление нормативно-правовой и информационной базы кадровой работы в целях научного обеспечения государственного регулирования кадровых процессов.
В целом государственная кадровая политика должна быть направлена на укрепление демократического правового государства и социально ориентированной рыночной экономики, на обеспечение конституционного права граждан на свободу выбора места, рода и времени своей трудовой деятельности.
Контрольные вопросы
1. Перечислите уровни разработки и реализации кадровой политики.
2. По каким каналам осуществляется воздействие ГКП на муниципальную и локальную кадровую политику?
3. Назовите основные цели ГКП.
4. Перечислите компоненты структуры ГКП.
5. Каковы приоритетные направления ГКП в сфере государственной службы?
Проблемные задания
1. Выдающийся государственный деятель Германии конца XIX в. Отто Бисмарк высказал такое суждение: «С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы».
Согласны ли Вы с данным суждением? Как Вы оцениваете состояние правового и кадрового обеспечения государственного управления в современной России?
2. В результате социологического исследования, проведенного учеными РАГС в 2007 году на территории 20 субъектов РФ в 7 федеральных округах, было установлено, что создание правовых основ защиты общества от непрофессионализма больше волнует представителей органов государственного и муниципального управления, а также работников организаций с государственной формой собственности, причем важность данного направления формирования кадрового потенциала российского общества для последних (31,6%) значительно выше относительно мнения респондентов из частных организаций (26,5%).[28]
Чем, на Ваш взгляд, объясняется повышенная обеспокоенность государственных и муниципальных служащих, а также работников государственных предприятий и учреждений состоянием правовой защиты общества от непрофессионализма?
3. В размышлениях о причинах низкого уровня профессионализма госслужащих РФ А. И. Турчинов обращает внимание на то, что кадровая политика в демократическом государстве должна быть инструментом повышения эффективности государственного управления и строиться на рациональном использовании профессионального опыта людей. Если же ГКП выполняет только функцию удержания власти, то властные структуры будут отбирать «своих» людей по принципу личной преданности, корпоративной принадлежности и отвергать неангажированных профессионалов, умных и образованных людей.
Верно ли рассматривать указанные функции кадровой политики (повышение эффективности государственного управления и удержания власти) как несовместимые, альтернативные? Какая функция преобладает в настоящее время в государственных органах РФ?
Список литературы
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М., 1993.
2. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 27 мая 2003 г.].
3. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 31 июля 2004 г.].
4. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): федер. программа: [утвержд. Указом президента РФ 10 марта 2010 г.].
5. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской федерации от 30 ноября 2010 г.
6. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
7. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело. 2009.
8. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2007.
9. Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008.
10. Управление персоналом: Учебник./Под общ. ред. А.И.Турчинова.– М.: Изд-во РАГС, 2008.
Кадровые процессы – количественные и качественные, позитивные и негативные изменения статуса персонала в организации.