Принципы организации гражданской службы

Тема 6. Организация государственной гражданской службы

Российской Федерации

В переводе с французского слово «организация» означает «устраивать, придавать стройный вид». Организация гражданской службы предполагает:

· управленческую деятельность, направленную на образование и совершенствование взаимосвязей и взаимодействия между элементами гражданской службы;

· состояние внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия элементов гражданской службы между собой;

· объединение гражданских служащих государственного органа.

Под принципами гражданской службы понимаются основные положения, определяющие ее организацию, функционирование и развитие, выработанные в результате обобщения отечественного и зарубежного опыта, а также выявления тенденций изменения гражданской службы.

В систематизированном виде принципы гражданской службы сформулированы в ст. 4 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в следующем порядке:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Сравнительный анализ приведенных принципов и положений такого рода в ФЗ «Об основах государственной службы РФ» позволяет сделать вывод о более корректном подходе к определению принципов в новом законе. Так, в нем отсутствуют положения, относящиеся к построению государственной власти, а именно принципы единства системы государственной власти и разделения властей, которые обусловливают структуру гражданской службы, но не определяют ее содержания. Некоторые принципы даны в более точной редакции: например, вместо стабильности кадров государственной службы в государственных органах, что может быть истолковано как замещение должности при любых обстоятельствах, говорится о стабильности государственной службы. Вместо принципа открытости государственной службы предлагается более конкретная формулировка – доступность информации о гражданской службе. Вместе с тем, демократический характер гражданской службы подкрепляется принципом взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

Следует также отметить взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, которая обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования. Помимо этого, взаимосвязь всех видов службы укрепляется посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу России (ст. 6).