ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Формирование системы управления государственной службой России

Анализ опыта управления государственной службой

России

Основные направления реформирования и развития системы государственной службы России

Государственная гражданская служба субъектов федерации

Структура федеральной государственной службы

Тема 4. Организационная структура

государственной службы России

Как уже отмечалось, организационная структура российской государственной службы имеет два уровня – федеральный и региональный. Федеральная государственная служба представляет собой верхний уровень организации государственно-служебной деятельности в РФ, который включает подсистему федеральных государственных органов и профессиональную деятельность федеральных государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий этих органов. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации.

В целом она образует административно-управленческую структуру, составными частями которой являются три вида государственной службы (гражданская, военная и правоохранительная), которая осуществляется в государственных органах законодательной, исполнительной и судебной власти. Государственная служба законодательной власти представлена госслужащими Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральная исполнительная власть осуществляет свою деятельность посредством госслужащих Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и федеральных министерств, служб и агентств, определенная часть которых имеет в субъектах федерации свои территориальные подразделения, например, министерство внутренних дел, министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерство природных ресурсов и др. Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ» от 9 марта 2004 г. закрепляет за министерствами выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование подведомственных отраслей, за службами – реализацию этой политики и выполнение контрольно-надзорных функций, а за агентствами – оказание государственных услуг гражданам и организациям.

Следует отметить, что большинство служб и агентств, составляющие средний и нижний уровни федеральной исполнительной власти, не удаляются от министерств, а работают под их руководством в рамках своей компетенции. Федеральная судебная власть и прокуратура также имеют как центральные, так и подведомственные территориальные органы правосудия.

Взаимодействие государственных служб трех ветвей власти должно осуществляться на основе Конституции РФ и имеет следующие особенности:

1. Конвенциональный характер, что означает взаимодействие не на принципах субординации, руководства и подчинения, а на основе договора, согласия и координации.

2. Нормативный характер, поскольку координация государственно-служебной деятельности осуществляется посредством соответствующих государственных нормативных актов: законов, совместных постановлений, общих процедур и т.п.

3. Государственная служба ни одной из ветвей федеральной власти не вправе претендовать на какие-либо преимущества перед другими ветвями власти.

Однако реализация указанных принципиальных установок в настоящее время не может быть признана удовлетворительной, поскольку госслужба исполнительной власти, например, нередко пытается использовать свою ресурсную базу для давления на законодательные и судебные органы и лоббирования своих интересов.

Принцип федерализма обусловливает, наряду с федеральной государственной службой, функционирование и развитие государственной гражданской службы субъектов федерации, которая составляет второй, региональный уровень организации государственно-служебной деятельности. Каждый субъект в составе Российской Федерации представляет собой исторически сложившееся территориально-национальное образование, в границах которого функционируют системы экономического и социального обеспечения, государственного управления и местного самоуправления.

Поскольку федеративное устройство предусматривает единую государственность и относительную самостоятельность субъектов, то, согласно п. 4 ст. 2 закона о системе государственной службы, правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта федерации.

Полномочия субъектов федерации в сфере организации региональной госслужбы включают:

1) обязанность безусловного исполнения норм госслужбы, которые распространяются на федеральный и региональный уровни ее организации в соответствии с ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

2) полномочия субъектов федерации по организации региональной госслужбы, в том числе определение структуры и численности законодательных и исполнительных органов с учетом местных национальных и иных особенностей;

3) право комплектования персонала госслужбы в соответствии с нормами федерального законодательства и др.

Таким образом должна обеспечиваться целостность государственной службы РФ и оптимизация структуры и функций государственной службы субъектов федерации в условиях конкретных регионов.

Организация и результативность отечественной государственной службы вызывает обоснованную критику как со стороны общественности, так и в высших эшелонах государственной власти. К числу негативных моментов относятся следующие:

·низкая эффективность деятельности государственных органов;

·нарушение принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровне, что приводит к автаркизации государственной службы;

·наличие противоречий и пробелов в законодательстве Российской Федерации о государственной службе;

·неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

·несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

·слабое использование современных технологий государственного управления;

·низкая эффективность правовых и организационных мер контроля деятельности государственных органов со стороны гражданского общества;

·недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы;

·сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих;

·недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

Эти и другие проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. На их комплексное и последовательное решение направлена утвержденная Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. Федеральная Программа реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации, реализация которой намечена на 2009–2013 годы. В ней определены цель, основные задачи, направления, сроки, этапы и исполнители.

Цель Программы –создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой , формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики

Задачи Программы включают:

ü обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;

ü формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации;

ü создание системы управления государственной службой;

ü формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;

ü разработку и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, направленных на предупреждение коррупции;

ü развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе

ü создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества

ü упорядочение и конкретизацию полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах

ü выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих

ü совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

ü регламентацию функции по оказанию консультативной помощи федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, образованным в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - государственные органы), по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих

ü методологическое обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

ü разработку механизма принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы

ü разработку процедуры, обеспечивающей проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих

ü регламентацию вопросов, касающихся повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих

ü совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе

ü внедрение в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении

ü совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям

ü внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности

ü разработку системы мер, направленных на совершенствование порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне

ü сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу наиболее квалифицированных специалистов и создание адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы государственных служащих

ü формирование и реализацию программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих

ü развитие системы дополнительного профессионального образования государственных служащих

ü совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе

ü внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих

Для реализации Программы определены конкретные сроки и этапы:

I этап - 2009-2010 годы;

II этап - 2011-2013 годы.

Основные направления реализации Программы включают:

· формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

· внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

· повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Завершая краткое описание основных целей, задач и направлений реформирования и развития системы государственной службы, следует отметить, что как на федеральном, так и на региональном уровнях организации государственной службы предстоит большая научно-исследовательская, нормативно-правовая, организационно-управленческая и кадровая работа. В процессе её реализации необходимо использовать инновационные методы.

Инновационность государственного управления предполагает способность и умение органов государственной власти, с одной стороны, направлять происходящие в обществе инновационные процессы в социально-конструктивное русло, а с другой – структурно и функционально перестраиваться адекватно реальным и прогнозируемым вызовам инновационно изменяющегося общества. Разработка и реализация концепции инновационного государственного управления выдвигает новые профессиональные требования ко всем категориям государственных деятелей – от руководителей высшего ранга до специалистов. Независимо от занимаемой должности каждый из них должен прежде всего обладать чувством органической включенности в процесс жизнедеятельности страны.

В результате проведенных кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ исследований в 2004 – 2005 г.г. разработаны концептуальные основания социально-инновационной ориентации государственного управления, подготовки кадров государственной гражданской службы и обоснована методология прорыва в области государственного управления[11].

В 2006 году временным творческим коллективом кафедры с участием ученых Института философии РАН и Института прикладной математики им. М.В. Келдыша реализован научный проект «Профессионализация государственных служащих: разработка технологий решения сложных задач инновационного государственного управления». В результате этого исследования разработаны основы технологии решения задач ситуационной и мониторинговой диагностики инновационных социальных процессов, динамического моделировании системы и процессов социально-инновационного государственного управления, управления рисками социальных инноваций. По каждому из этих направлений подготовлены программы учебных курсов, которые модульно вошли в структуру разработанной программы профессиональной переподготовки государственных служащих «Социальная инноватика государственного управления». Одновременно разработана одноименная учебная программа повышения квалификации преподавателей в системе подготовки государственных служащих.

В ноябре 2006 года в академии по инициативе названной кафедры состоялась Международная научно-практическая конференция «Инноватика государственного управления: прорыв в будущее». Работа конференции была направлена на расширенный поиск решения проблемы социально-инновационного государственного управления и, соответственно, инновационной профессионализации государственного кадрового корпуса.

Инновация – это всегда нововведение, требующее творческого подхода, временных и финансовых инвестиций. «Государственный служащий – для общества» – таков главный принцип, которого должно придерживаться государство, преобразуя систему управления государственной службой. Отсюда закономерно последует переориентация служебной деятельности на интересы общества и государства.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные компоненты структуры федеральной государственной службы?

2. Каковы принципы взаимодействия государственных служб законодательной, исполнительной и судебной власти?

3. Верно ли утверждение, что организация региональной госслужбы является исключительной компетенцией субъектов федерации?

4. В чем состоит цель реформирования и развития системы государственной службы России?

5. Каковы главные направления реформирования и развития государственной службы РФ?

2. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) в перечне задач содержит «формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации».

Почему применительно к одним видам государственной службы ставится задача формирования современной правовой основы, а применительно к другой – задача совершенствования правовой основы?

3. К числу негативных организационных моментов в Программе реформирования и развития системы государственной службы РФ относится «сохранение консервативной системы подготовки и профессионального развития государственных служащих».

Какие меры намечено осуществить для устранения этого недостатка? Оцените их эффективность.

 

Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М., 1993.

2. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 27 мая 2003 г.].

3. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 31 июля 2004 г.].

4. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): федер. программа: [утвержд. Указом президента РФ 10 марта 2010 г.].

5. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской федерации от 30 ноября 2010 г.

6. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

7. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело. 2009.

8. Государственная служба: учебник / под ред. В. Г. Игнатова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

9. Карпичев В.С. Основания инновационного прорыва в области государственного управления. М.: Изд-во «Проспект», 2006.

10.Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

11.Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

12.Романов В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению. – М.: Изд-во РАГС, 2006.

Словарь терминов и определений

Федерализм – принцип государственного устройства, который предусматривает единую государственность и относительную самостоятельность, автономию ее частей, т.е. субъектов федерации, что обусловливает, наряду с федеральной государственной службой, функционирование и развитие государственной службы субъектов федерации, которая составляет второй, региональный уровень организации государственно-служебной деятельности.

Федеральная государственная служба – верхний уровень организации государственно-служебной деятельности в РФ, который включает систему федеральных государственных органов и профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий этих органов.

Субъект федерации представляет собой исторически сложившееся территориально-национальное образование, в границах которого функционируют системы экономического и социального обеспечения, государственного управления и местного самоуправления.

Государственная служба субъекта федерации, или региональная государственная служба – система органов государственного управления субъекта федерации и профессиональная деятельность по исполнению полномочий этих органов. Является предметом совместного ведения РФ и соответствующего субъекта федерации.

Автаркизация государственной службы – негативный процесс обособления государственной службы в рамках различных федеральных, региональных органов власти, который проявляется в принятии ведомственных нормативных актов и в управленческих действиях, не соответствующих единым принципам организации госслужбы РФ.

Конвенциализм – принцип взаимодействия госслужб законодательной, исполнительной и судебной власти, основанный на согласовании совместных действий.

Тема 5. Управление государственной службой

Неудовлетворительная организация и низкая эффективность госслужбы современной России в значительной мере обусловлены отсутствием стройной целостной системы управления государственной службой как социальным институтом. Предусмотренный в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ не создан, аналогичные органы при главах субъектов федерации ограничены выполнением консультативных функций. Проблемами государственной службы, кадровой политики и управления ее персоналом занимаются Главное управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, управления и отделы кадров в администрациях субъектов федерации. Правительство РФ также выполняет важные функции в организации госслужбы, поскольку более 80 % российских госслужащих заняты в исполнительных органах власти. С этой целью в Аппарате Правительства функционирует Департамент государственной службы и кадров. Аналогичные структурные подразделения действуют в Совете Федерации, Государственной Думе, в высших судебных органах и Генеральной прокуратуре.

Отсутствие федерального органа управления государственной службой России приводит к автаркизации государственной службы, т.е. неоправданной обособленности, замкнутости и, как следствие, разобщенности деятельности руководства государственных органов в определении структуры, функций, кадровой политики в сфере государственной службы. Недееспособность Совета по вопросам государственной службы была обусловлена следующими основными причинами:

1. Несоответствие высокого статуса Совета весьма ограниченным функциям и полномочиям, которые сводились к рекомендациям методического характера.

2. Представительский принцип формирования и деятельности Совета, в соответствии с которым работать его члены должны были на непостоянной основе, т.е. на общественных началах.

3. Отсутствие у Совета своего исполнительного аппарата, без которого любая управленческая структура бессильна.

Однако коренная причина заключалась в ослаблении у руководителей государства политической воли, необходимой для создания полноценной системы управления государственной службой. К сожалению, политическая элита и общественные формирования не проявили заинтересованности в формировании высокопрофессиональной государственной службы России и не оказали внешнего давления на соответствующие органы власти.

В субъектах РФ сложилось аналогичное положение. Образованные там советы по вопросам региональной государственной службы в большинстве своем имеют декоративный характер, прикрывая свойственные руководителям регионов авторитарные методы решения кадровых вопросов.

Между тем анализ статуса государственных субъектов управления государственной службой зарубежных стран свидетельствует о том, что они, как правило, имеют высокую степень автономии, независимости от политических перемен. В большинстве стран существуют отдельные институты или департаменты, не относящиеся ни к каому минимтреству или ведомству, которые занимаются разработкой и внедрением методов оценки и отбора персонала на государственную службу. «Такая модель,– справедливо отмечают Ю.Синягин и М.Николаева, представляется наиболее эффективной, так как подразумевает специальную подготовку экспертов по оценке государственных служащих и соискателей, а также разработку специализированных систем и методологий. В Великобритании это Комиссия государственной службы, в США – Служба управления персоналом и Центр системы оценки кадров и должностных обязанностей, в Канаде – Кадровый психологический центр и т.д.»[12] Важно также отметить, что деятельность указанных органов управления государственной службы регламентируется соответствующими законодательными актами.

Программа реформирования и развития государственной службы России предусматривает в качестве одного из главных направлений и ожидаемых результатов – формирование системы управления государственной службой. В отдельном разделе указана двуединая цель этой системы: обеспечение единства государственной службы, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества и координация деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу, прохождения, профессионального развития служащих и прекращения государственной службы.

Для достижения поставленной цели предусматриваются меры по обеспечению:

·разделения в рамках единой системы управления государственной службой федерального уровня и уровня субъектов РФ;

·координации деятельности подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров;

·взаимодействию с органами муниципального управления;

·открытости системы управления государственной службой для граждан и гражданского общества;

· профессионального управления системой государственной службы.

Вместе с тем следует заметить, что в настоящее время не разработаны принципы управления государственной службой. «В целом, – как справедливо отмечает А.Турчинов,– система управления государственной службой не эффективна. Упомянутый в законодательстве федеральный орган по управлению государственной службой не создан. Как следствие всех этих препон – низкая мотивация служащих, высокая текучесть, неэффективная система контроля состояния кадровых процессов и отношений, выполнения законодательства о государственной службе».[13]

В научной литературе высказываются достаточно обоснованные рекомендации по формированию и функционированию такого органа. Основные положения сводятся к следующим позициям:

1. Учитывая наличие государственной службы во всех ветвях государственной власти, это должен быть независимый, межведомственный, полномочный, управляющий орган, подчиненный непосредственно Президенту РФ.

2. Этот орган должен иметь высокий правовой и социальный статус, для установления которого требуется принятие ФЗ «О федеральном государственном органе управления государственной службой Российской Федерации».

3. Эта структура должна обладать, как минимум, координационными, нормативно-правовыми, организационно-кадровыми, контрольными, аналитическими функциями.

4. В федеральных округах, в структуре аппаратов полномочных представителей президента целесообразно создание аналогичного органа управления государственной службой на территории федерального округа.

5. На уровне субъектов РФ органы по управлению госслужбой должны создаваться и функционировать в соответствии с федеральным и региональным законодательством и на основе соответствующего закона субъекта федерации.

В федеральных округах и субъектах федерации возможны разные варианты построения таких органов: либо федеральная модель (управление или департамент в рамках администрации, либо коллегиальная модель (Совет по вопросам государственной службы округа, региона), усиленная новыми полномочиями распорядительного характера.

Предлагаемая система управления способна обеспечить более эффективное руководство государственной службой на благо общества и укрепление государства.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные причины недееспособности Совета по вопросам государственной службы, предусмотренного ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31 августа 1995 г?

2. Охарактеризуйте тенденцию изменения статуса и роли органов управления государственной службой в новом законодательстве?

3. Назовите основные позиции, определяющие статус и структуру системы государственных органов управления государственной службой?

4. Каковы основные направления деятельности государственных органов управления государственной службой?

5. Как оценивается значение политической воли высшего государственного руководства в формировании системы государственного управления госслужбой РФ?

Проблемные задания

1. Лауреат Нобелевской премии швейцарский химик, профессор Рихард Эрнст в интервью журналу «Государственная служба» высказал такую мысль: «Я думаю, что у государственного управления особая миссия в обществе. Оно задает тон, показывает своим гражданам пример. На поведение институтов власти ориентируется большинство из нас. И именно то, что думает и как действует человек во власти, является наиболее сильным стимулом для всех остальных думать и действовать. Наивно думать, что само общество будет лучше, чем те его представители, – как правило, наиболее активные и наиболее подготовленные, – которые возглавляют государство»[14]

Относится ли сказанное к современной России? Насколько организация отечественной государственной службы и служебное поведение чиновников соответствует особой миссии государственной службы?

2. Основные направления реализации Программы реформирования и развития системы государственной службы РФвключаютформирование системы государственной службы как целостного социально-правового института и создание системы управления государственной службой.

На каком этапе запланировано создание системы управления государственной службой? Чем продиктована необходимость её создания и достижение каких целей она предусматривает?

Список литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М., 1993.

2. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 27 мая 2003 г.].

3. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 31 июля 2004 г.].

4. Федеральная программа. «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): федер. программа: [утвержд. Указом президента РФ 10 марта 2010 г.].

5. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской федерации от 30 ноября 2010 г.

6. Государственная служба: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.К.Егорова, И.Н.Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

7. Государственная служба: комплексный подход: учебник / Отв. ред. А.В. Оболонский. – М.: Дело. 2009.

8. Государственная служба: учебник / под ред. В. Г. Игнатова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

9. Магомедов К.О. Социология государственной службы. – М.: Изд0во РАГС, 2007.

10. Мэннинг, Н. Реформа государственного управления: международный опыт / Н. Мэннинг. – М.: Изд-во «Весь мир», 2003.

11.Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2008.

12. Оболонский, А.В. Бюрократия для ХХI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия / А.В. Оболонский. – М.: Дело, 2002.

13. Турчинов, А. Субъект управления государственной службой: проблемы формирования / А. Турчинов // Государственная служба. – 2004. – № 1.

14. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Словарь терминов и определений

Система управления государственной службой – совокупность государственных органов управления государственной службой на федеральном, окружном и региональном уровнях, уполномоченных обеспечивать эффективное функционирование и развитие государственной службы на благо общества и государства.

Кадровая служба государственного органа – аппаратное подразделение, предназначенное выполнять учетно-оформительские, организационно-методические и консультативные функции в работе с персоналом данного государственного органа.


Раздел II