Понятие, система и основные принципы местного самоуправления в России.
Местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется населением муниципальных образований в различных организационных формах:
1) прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения;
2) органы и должностные лица местного самоуправления;
3) территориальное общественное самоуправление.
Прямое волеизъявление граждан в решении вопросов местного значения является фундаментом системы местного самоуправления. Участие граждан в непосредственном решении вопросов местного значения должно осуществляться в самых разнообразных формах. Основными из них являются местный референдум, муниципальные выборы, народная правотворческая инициатива, общие собрания (сходы) граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и т.д.
Выборные и иные органы местного самоуправления образуют центральный институт местного самоуправления. Именно на них ложится основная часть повседневной работы по практическому осуществлению функций местного самоуправления на соответствующей территории. Для правового статуса органов и должностных лиц местного самоуправления характерно следующее:
- самостоятельность населения муниципального образования в определении структуры, видов и наименования органов и должностных лиц местного самоуправления;
- обязательность наличия выборных органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании;
- обязательность образования представительного органа самоуправления и обладание им полномочиями исключительного характера;
- недопустимость вхождения органов и должностных лиц местного самоуправления в систему органов государственной власти, а также категорический запрет на осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами;
- наличие собственной компетенции органов и должностных лиц местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
- возможность совмещения функций представительных, исполнительных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления;
- обладание выборными и иными органами местного самоуправления статусом юридического лица.
Территориальное общественное самоуправление олицетворяет собой нижний уровень самоорганизации населения муниципальных образований, находящийся в непосредственной близости от граждан и в наибольшей степени рассчитанный на их гражданскую инициативу, творческий поиск и предприимчивость. В его осуществлении допустимы самые разнообразные формы и процедуры. Важно только учитывать, что содержащиеся в федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовые предписания носят исключительно диспозитивный (дозволительный) характер. Поэтому территориальное общественное самоуправление может иметь место только там, где оно является результатом инициативы и доброй воли населения муниципальных образований. Не допускается никакое принуждение к нему. Любые попытки государственного или муниципального администрирования в вопросах организации и осуществления территориального общественного самоуправления противоправны и должны пресекаться самым решительным образом.
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их юридическим закреплением в федеральном и региональном законодательстве, уставах (положениях) муниципальных образований, но и системой, соответствующей данным принципам организационных форм и методов муниципальной деятельности. Местное самоуправление Российской Федерации осуществляется на следующих основных принципах:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- признание за местным сообществом собственных полномочий (полномочий по решению вопросов местного значения);
- самостоятельность местного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономическая и финансовая;
- организационная обособленность органов местного самоуправления, его органов в системе управления и взаимодействия их с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в осуществлении общих задач и функций;
- ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом;
- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного сообщества полномочиям органов местного самоуправления;
- многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;
- государственная гарантия местного самоуправления.
107. Устав местного самоуправления: порядок принятия, структура и содержание.
Устав является основополагающим правовым актом на соответствующей территории, обладает высшей юридической силой по отношению к иным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления и подлежит обязательному применению на всей территории муниципального образования.Это значит, что данный документ должно иметь каждое муниципальное образование.
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Проект устава муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
Устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Устав муниципального образования не может противоречить законам субъекта Российской Федерации. В уставах (положениях) муниципальных образований находят свою конкретизацию общие начала Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъекта Российской Федерации. Эти общие положения уточняются применительно к каждому отдельному муниципальному образованию. В соответствии с требованием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в уставах (положениях) муниципальных образований должны находить отражение такие вопросы, как:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;
15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.