Понятие и свойства судебной власти. Судебная система в России

Требования устройства Российского государства на основе принципа разделения властей, впервые было официально закреплено в п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г.

Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей:

Законодатель творит законы, правительство обеспечивает их исполнение, суды осуществляют правосудие на основе законов.

В организационном плане разделение властей подразумевается, что каждая из властей должна соблюдать независимость других:

Законодательная власть не должна вмешиваться в функции правительства или влиять непосредственно на деятельность суда; правительство не может игнорировать требования законов и вмешиваться в деятельность органов правосудия; судебные органы не могут творить законов и подчинять исполнительную власть.

Понятия ”правосудие” и “судебная власть” нетождественны, хотя относятся к одной государственной функции, которая заключается в том, чтобы беспристрастно и объективно рассматривать и разрешать различные социальные споры и конфликты, связанные с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Отправление правосудия - весьма сложная и многоплановая юридическая деятельность. Она требует от ее исполнителей высокого уровня профессиональных знаний, творческих способностей, жизненного опыта, житейской мудрости, а также соблюдения высоких морально-этических стандартов и в быту и в поведении в обществе.

Осуществление правосудия отличается от иных сфер общественной жизни особым объектом государственного воздействия, в который входит внутренне единая система общественных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества. Последнее обусловлено, с одной стороны, особыми целями, стоящими перед судебной деятельностью по защите человека и реализации его законных прав и интересов, с другой - специфичностью метода этой деятельности, которая осуществляется в особой процессуальной форме, являющейся наиболее сложной, разветвленной и детально урегулированной из всех юрисдикционных процедур.

Столь существенное значение данной сферы для общества и государства выделяет ее в качестве важнейшего объекта конституционного регулирования и одновременно выражает содержание установленных в Конституции основ осуществления правосудия. Объективная необходимость регулирования этих отношений на высшем правовом уровне, уровне Конституции, определяется их особой социальной значимостью в процессе формирования правового государства.

Также, осуществление правосудия, обусловлено стремлением государства защитить от посягательств установленный правопорядок, обеспечить утверждение социальной справедливости путем предупреждения правонарушений и наказания за уже совершенные правонарушения. Именно в этой сфере государство имеет возможность определить систему особо важных социальных ценностей, которые подлежат защите, и выразить их в нормах различных отраслей материального права в качестве объектов возможных правонарушений (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, гражданские и политические права человека, собственность, нерушимость конституционного строя и т.д.). Посягательство на них должно повлечь применение судом различных санкций, которые определяются в нормах уголовного, административного, трудового, гражданского и других отраслей права.

Власть государства использует сферу осуществления правосудия также при решении вопросов, связанных с отбыванием, досрочным освобождением, отсрочкой исполнения уголовного наказания и так далее. В судебном порядке происходит и снятие судимости.

Потребность в судебной юрисдикции возникает при необходимости официального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение и не могущих быть установленными в ином порядке требующих судебного исследования доказательств (например, состояние в фактических брачных отношениях, нахождение на иждивении и так далее). Под контроль суда поставлена также деятельность органов загса и нотариата по установлению некоторых фактов. Наконец, только по суду гражданин может быть признан умершим или безвестно отсутствующим.

В первой Конституции РСФСР вообще не было упоминания о суде, кроме того, что судоустройство и судопроизводство подлежит ведению Всероссийского Суда Советов и ВЦИК (п. «О» ст. 49). Таким образом, по Конституции РСФСР 1918 года получилось, что суды были отнесены к ведению властей законодательной и исполнительной. Такая тенденция сохранялась длительное время.

В Конституции СССР 1924 года предусматривалось создание при ЦИК Союза ССР Верховного Суда (ст. 43), но не отводилось самостоятельного места регулированию вопросов судебной системы.

В Конституции СССР утвержденной Чрезвычайным 8 съездом Совета Союза ССР 5 декабря 1936 года, уже содержалась специальная глава под названием «Суд и прокуратура». В ней декларативно провозглашалось, что правосудие в СССР осуществляется судами (ст. 102). А в то же время при НКВД был образован и функционировал специальный орган по применению внесудебных репрессий (Особое совещание), который стал действовать не в полном составе, предусмотренным законом, а в виде «тройки», а потом и «двойки». Аналогичные внесудебные органы действовали и на местах.

В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года и от 14 сентября 1937 года был установлен упрощенный порядок судопроизводства по делам о террористических актах, вредительстве и диверсиях. Сроки следствия по делам этой категории сокращались до 10 дней , дело рассматривалось без участия сторон (прокурора и адвоката), кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании не допускались, а приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

Идея конституционного закрепления отделения суда от других ветвей власти была зафиксирована в Конституции (Основном Законе) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года (изменениями и дополнениями в 1989-1992). Глава 9 этой Конституции называлась «Правосудие и прокурорский надзор».

В новой Конституции РФ, принятой не всенародном референдуме 12 декабря 1993 года в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выделение самостоятельной главы 7 (Судебная власть).

Судебная власть представлена в виде системы всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических началах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.

Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота.

Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Суд среди других ветвей власти занимает особое место.

За органами судебной власти признаются ее самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти (Ст.10 Конституции РФ).

В то же время Конституция РФ прямо указывает, что суды Российской Федерации, совместно с Президентом РФ и другими ветвями власти, осуществляют государственную власть в РФ (Ст.11 Конституции РФ).

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Вместе с тем, особое положение судебных органов не исключает взаимодействие и дополнение других ветвей власти по осуществлению единой государственной власти в РФ.

Основным назначением судебной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов.

Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (Ст.18 Конституции РФ). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из положений гл.2 Конституции РФ.(См. Ст. ст. 18,19, 20, 22, 23, 25, 32, 35, 46, 47,49, 50, 51, 52).

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти на применение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд является единственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительные средства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.
Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации (см. п.«г» ст.71). В систему этих судов входят Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, иные федеральные суды.
Конституция не устанавливает структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону о судебной системе, который устанавливает соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, судов субъектов федерации, их полномочия и структуру.

Полностью исключая возможность создания чрезвычайных судов (ч.3 Ст.118 Конституции РФ), федеральное законодательство о судоустройстве допускает известную дифференциацию судебных органов для рассмотрения различных категорий дел, т.е. определяет возможность некоторой специализации судов. Они могут различаться своей предметной подсудностью и процедурой судопроизводства. (Например, административные суды, суды по делам несовершеннолетних (ювенальные суды), военные суды ).

Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований процессуального законодательства.

Законодательной основой функционирования судебной власти являются Конституция, федеральные конституционные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие их компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а также материально-техническое и организационное обеспечение этих судов.
Федеральные законы регулируют различные стороны организации и деятельности органов судебной власти: судоустройство, деятельность прокуратуры, применение уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства (п.«о» ст.71 Конституции).
Отдельными федеральными законами также регулируются статус судей, особенности деятельности некоторых видов судов (например, военных), различные вопросы обеспечения деятельности органов судебной власти. Таким образом, единство судебной власти в Российской Федерации обеспечивается совокупностью актов федерального законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, единообразным применением их судами на всей территории России, финансированием судов из федерального бюджета, единым статусом судей.

В соответствии с действующим законодательством к полномочиям судебной власти отнесены: конституционный контроль; осуществление правосудия; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных учреждений и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; право законодательной инициативы; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Эти полномочия необходимы для реализации задач, поставленных перед судебной властью Конституцией: гарантий быстрой и эффективной защиты органами судебной власти прав и свобод человека в установленном законом порядке; самостоятельности органов судебной власти и их независимости от законодательной и исполнительной властей; обеспечения взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти в формировании судебной системы; доступности правосудия на равных основаниях для всех; рассмотрения дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела отнесены законом; реализации права сторон на пересмотр приговоров суда первой инстанции вышестоящим судом и права граждан на участие в осуществлении правосудия.
Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей. Состояние и качество судейского корпуса впервые становятся предметом конституционного регулирования. Унификация требований к кандидатам на судебные должности на территории всей России приобретает особое значение при известном отделении судов от системы правоохранительных органов и отнесении вопросов работы с кадрами судебных органов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п.«л» ст.72 Конституции).

Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» установлен единый статус судей Российской Федерации. Это единство не может умаляться, а гарантии деятельности судей подвергаться изъятиям под влиянием местных условий. Жизнь, достоинство, имущество судей и членов их семей должны находиться под особой защитой государства. Конституция утверждает независимость, несменяемость, неприкосновенность носителей судебной власти (ст.120, 121, 122). Только судьям Конституция предоставляет право при рассмотрении дела отказаться от применения актов государственных органов, если они, по их мнению, не соответствуют закону.

Укреплению авторитета носителей судебной власти служит установленный Конституцией порядок назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента (п.«ж» ч.1 ст.102 Конституции) и назначение судей других федеральных судов Президентом Российской Федерации (ч.2 ст.128).

Укрепление гарантий служебного положения судей в немалой степени зависит от активности органов судейского сообщества, которым федеральным законом предоставлены широкие полномочия в формировании судейского корпуса.
Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебными органами, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежать безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение вступивших в законную силу актов судебной власти, требований и распоряжений судей, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата суда (судебных приставов), проявление неуважения к суду или судьям влекут установленную законом ответственность.

В гл.7 Конституции РФ отражается система организации деятельности судебной власти: указывается главная и исключительная функция судов — осуществление правосудия, определяются процессуальные формы осуществления судебной власти посредством различных видов судопроизводства. Установление судебной системы делегируется федеральному конституционному закону. Конституция закрепляет основные требования, предъявляемые к судьям, и гарантии их самостоятельности: независимость, несменяемость, неприкосновенность, государственное финансирование деятельности судов. Ряд основных положений организации разбирательства дел в суде поднимается на конституционный уровень: гласность, состязательность, участие присяжных заседателей.

В рассматриваемой главе Конституции определяется место высших судов Российской Федерации, возглавляющих ветви судебной системы, порядок назначения судей Президентом и Советом Федерации.

Установление полномочий, порядка образования и деятельности высших судов Российской Федерации отнесены к ведению соответствующих федеральных конституционных законов.

Судебная власть, согласно Конституции РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Осуществление судебной власти и судопроизводство, хотя и близкие по значению понятия, вместе с тем, в полной мере не совпадают.

Действующим законодательством в понятие судопроизводства включаются не только рассмотрение и разрешение судом дела по существу, но и досудебное производство, производство по делу во всех стадиях уголовного и гражданского процесса, разрешение вопросов исполнения приговоров и решений по уголовным и гражданским делам.

Суды различной компетенции руководствуются правилами судопроизводства, предусмотренными процессуальными нормами, содержащимися в различных источниках права. Так, например Конституционный Суд применяет нормы, сформулированные в законе о Конституционном Суде. Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, руководствуясь соответствующими кодексами – ГПК, УПК, КоАП, а арбитражные суды - АПК.

Правовая регламентация судопроизводства не исчерпывается процессуальным законодательством.

Целый ряд организационных институтов, судебных действий, входящих в круг судебной деятельности и обеспечивающих отправление правосудия, регулируются также подзаконными актами:

Положение о порядке исполнения судебных решений, инструкции по делопроизводству, инструкциями о порядке сохранения доказательств и т.д.

В соответствии со ст. 4 Закона «О судебной системе в Российской Федерации» судебную систему образуют: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К системе федеральных судов указанным законом отнесены:

а) Конституционный Суд Российской Федерации;

б) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик,
краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специали­зированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федера­ции, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Наряду с системой федеральных судов Закон о судебной системе преду­смотрел существование судов субъектов Российской Федерации. К ним отнесены: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Россий­ской Федерации.

Провозглашая наряду с системой федеральных судов, существование судов субъектов Федерации, Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы Российской Федерации. Такое единство обеспечивается:

а) установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации и фе­деральным конституционным законом;

б) соблюдением всеми судами и судь­ями правил судопроизводства, установленных федеральными законами;

в) применением всеми судами Конституции России, других законов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

г) признанием обяза­тельности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений (любых судов не зависимо от их уровня), вступивших в законную силу;

д) обеспечением единого ста­туса судей;

е) финансированием федеральных судов и мировых судей из фе­дерального бюджета (ст. 3 Закона о судебной системе).

Все суды, реализуя присущую им судебную власть, осуществляют правосудие в особом, только для них характерном процессуальном порядке. Этот порядок определен в АПК, ГПК, УПК, а также в Законе о Конституци­онном Суде.

В кодексах и в Законе о Конституционном Суде регламентированы права и обязанности субъектов, участвующих в производстве по конкретному делу (гражданскому, уголовному, конституционному). Общим для осуществления правосудия по делу является его рассмотрение и разрешение в судебном заседании.

В действующей Конституции сформирована развер­нутая система принципов правосудия, а отраслевые процессуальные кодексы определяют порядок, последовательность, основные этапы производства по делу (судопроизводство), виды принимаемых решений.