Избирательный процесс: понятие и его основные стадии

Понятие и содержание принципов избирательного права

Принципы избирательного права — это условия, соблюдение которых придает выборам действительно демократический характер и делает их результаты легитимными1.

Принципы избирательного права могут быть поделены на две большие группы.

1 группа: принципы, характеризующие участие граждан в выборах.

Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию. Данным критериям будут соответствовать дееспособные граждане РФ, достигшие определенного возраста, установленного законом для реализации активного и пассивного избирательного права. Иностранные граждане, лица без гражданства по общему правилу исключены из выборного процесса. Они не являются субъектами избирательного права. Вместе с тем со времени принятия Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 (ныне утратил силу) (далее — Федеральный закон от 19 сентября 1997 г.) иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имели право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Принцип равного избирательного права указывает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Иначе говоря, он имеет непосредственное отношение к осуществлению как активного, так и пассивного избирательного права.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), за или против кандидата (в ред. Федерального закона от 12 июля 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), против всех кандидатов (списков кандидатов)»1) (ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п. 4 ст. 64). Посредством прямого волеизъявления в Российской Федерации избираются Президент, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, главы муниципальных образований, депутаты региональных органов власти и ор­ганов местного самоуправления.

Тайное голосование как принцип избирательного права исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой волеизъявления избирателей, которая во всех нюансах регулируется избирательным законодательством. Один из ключевых моментов этой процедуры — заполнение избирательного бюллетеня в специально предназначенной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования. Заполнение бюллетеня без захода в кабину для голосования не является нарушением закона, поскольку тайное голосование для гражданина есть право, а не обязанность. М. В. Баглай называет его абсолютной привилегией избирателей. Нарушением избирательного законодательства будет ситуация, исключающая возможность голосования в кабинах или же в специальных помещениях.

Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Ряд европейских государств (Бельгия, Люксембург, Италия, Греция и др.) рассматривают право избирать в качестве обязанности своих граждан. Крайне любопытно решается этот вопрос в Италии. Согласно ст. 18 итальянской Конституции голосование является личным и равным, свободным и тайным. Правда, тут же делается оговорка: его осуществление является гражданским долгом.

Подобные инициативы набирают силу и в Российской Федерации. Отказаться от принципа свободных выборов и перейти к обязательному участию граждан в голосовании предлагает А. А. Вешняков.

Указанные принципы закрепляются Конституцией РФ только применительно к выборам Президента РФ (ч. 1 ст. 81). В отношении иных выборных органов власти эти принципы находят выражение в специальном избирательном законодательстве. Тем не менее это не снижает их высокой ценности.

2 группа: принципы, отражающие организацию и проведение выборов.

Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплены в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Источником этих принципов служат также международные документы. К примеру, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принимая во внимание различную продолжительность сроков полномочий выборных органов, осторожно говорит о необходимости разумной периодичности выборов. Их отражение в законе вполне обоснованно, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов.

Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства.

Гласность выборов. Сошлемся на новшества Федерального закона от 12 июня 2002 г. который содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.

 

 

В юридической литературе избирательному процессу наибольшее внимание уделяют Ю. А. Веденеев и В. И. Лысенко. В их понимании избирательный процесс — это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических и свободных выборов и обеспечения прав граждан избирать и быть избранными. Он отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти, выражает динамику и структуру участия граждан в реализации властных начал. Избирательный процесс представляет собой часть политического процесса и режима, установленного в стране, и непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии.

В. Д. Перевалов и А. А. Югов выборным процессом называют поэтапную, регламентированную по времени деятельность участников выборов, целью которой является обеспечение рациональной организации выборов и объективных результатов голосования в строго установленной технологической последовательности и предписанными законом средствами и способами2.

Стадии избирательного процесса в основном соответствуют разделам избирательного законодательства:

1. назначение выборов,

2. образование избирательных округов и участков,

3. выдвижение и регистрация кандидатов,

4. предвыборная агитация,

5. день голосования,

6. установление итогов голосования и определение результатов выборов.

Совокупность стадий избирательного процесса обеспечивает его единство и непрерывность.

Избирательный процесс подчинен законодательно установленным срокам. Согласно закону избирательный процесс реализуется в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании бюджетных средств, предназначенных на эти цели. В этом смысле избирательный процесс очень близок понятию избирательной кампании.