Избирательных систем

Классификация и краткая характеристика основных

 

Избирательная система есть совокупность организационно-правовых мероприятий, охватывающих способы организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами или их списками.

В Российской Федерации в последние годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории на несколько округов (одномандатных или многомандатных), от каждого из которых избирается один или несколько депутатов. Максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный округ, не может превышать пяти (п. 8 ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Этой избирательной системе в течение длительного времени отдавалось явное предпочтение. Ее очевидное преимущество объяснялось комплексом причин. Среди них давние традиции применения, относительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса, обусловленная непосредственным участием кандидатов. Персонифицированные выборы, как свойство мажоритарной системы, для россиян значат много больше, чем закамуфлированный фамилиями трех первых партийных функционеров список кандидатов при пропорциональных выборах. Депутат, избранный в одномандатном избирательном округе, не скован узкопартийными интересами, нежели его коллеги из партийных фракций. Совокупность этих и других причин обеспечивала за мажоритарными выборами пальму первенства в неформальном соперничестве избирательных систем.

Мажоритарная система имеет разновидности: относительного и абсолютного большинства, что обусловлено различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

Система относительного большинства допускает избрание кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Она применяется при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, депутатов региональных органов государственной власти в соответствии с избирательными законами субъектов РФ.

Система абсолютного большинства применяется преимущественно при избрании руководителей муниципальных образований, Президента РФ, т. е. высших должностных лиц местной и федеральной властей. Кандидаты на указанные должности должны набрать более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В отношении глав муниципальных образований это положение устанавливается региональными избирательными законами (могут быть и исключения, когда высшие должностные лица данной категории избираются относительным большинством). Законом о выборах Президента РФ установлено: избранным считается зарегистрированный кандидат, которой получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (п. 3 ст. 76).

Подчеркивалось, что при мажоритарной системе территория делится на избирательные округа. Но из этого правила есть исключения. При проведении выборов глав муниципальных образований, Президента РФ территория избирательного округа совпадает с территорией муниципального образования и всей страны соответственно.

Пропорциональная система применяется на выборах в представительные (законодательные) органы. Федеральное законодательство предусматривает право муниципальных образований закреплять в собственных уставах как мажоритарную, так и пропорциональную систему выборов. По данным ЦИК РФ, система пропорционального представительства применяется в настоящее время лишь в нескольких муниципальных образованиях Красноярского края2. Пропорциональная система в последнее время получает все большее распространение в регионах, на выборах законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Пропорциональная избирательная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений, а не отдельными кандидатами (отсюда ее использование лишь на выбоpax в представительные органы). Такое распределение происходит в зависимости от количества голосов, полученного каждым списком в рамках единой избирательной территории (единого избирательного округа), охватывающей всю территорию муниципального образования, субъекта РФ соответственно.

За время применения достоинства и недостатки системы пропорционального представительства не один раз оценивались. Положительными сторонами обычно называют высокую структурированность законодательных органов, меньшую зависимость партий и представляющих их депутатов от внешних источников воздействия. К недостаткам относят: плохую связь депутатов с избирателями; неравномерно представленные в органе власти территории, входящие в состав субъекта РФ или муниципального образования; присутствие в списках депутатов людей малоизвестных, ставших кандидатами по воле случая. Член ЦИК РФ И. Б. Борисов, рассуждая о недостатках пропорциональной системы, констатирует, что российское избирательное законодательство нашло им «противоядие». К примеру, «обезличенность» списков кандидатов и ущемление региональных интересов сглажены путем введения уникального юридического механизма — разбивки федерального партийного списка на подгруппы с жесткой привязкой кандидатов к своим регионам. Слишком большое для эффективного применения пропорциональной избирательной системы количество баллотирующихся партий было стаби­лизировано за счет повышения требований к их численности (с 10 тыс. до 50 тыс. членов) и введения загради­тельного барьера.

Смешанная избирательная система, или, как ее именует Конституционный Суд РФ, мажоритарно-пропорциональнаяизбирательная система, до недавнего времени находила применение только на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» изменил этот порядок. Согласно п. 1 ст. 7 данного Закона кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются только в составе федеральных списков кандидатов. Таким образом, смешанная избирательная система оказалась вытесненной пропорциональной. Что касается выборов депутатов законодательных органов субъектов Федерации, то не менее половины депутатских мандатов должны распределяться между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым кандидатом из этих списков (п. 16 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). В результате половина депутатов по-прежнему будет избираться по мажоритарной системе, а вторая половина будет формироваться по системе пропорционального представительства. Таким образом, российский законодатель распространил влияние смешанной избирательной системы с федерального уровня на региональный, сделав такой порядок образования законодательных орга­нов власти обязательным для всех субъектов Федерации. Характеризуя данный вид избирательной системы, Конституционный Суд РФ указывает: смешанная избирательная система предусматривает две самостоятельные системы получения и распределения депутатских мандатов — мажоритарную и пропорциональную с заранее установленным количеством депутатских мандатов по той и другой.

Преимущества смешанной избирательной системы заключаются в стремлении соединить достоинства как мажоритарной, так и пропорциональной избирательной системы и нейтрализовать присущие им недостатки. Смешанная избирательная система призвана обеспечить представительный характер выборного органа власти. исходя из конституционных принципов политического многообразия и многопартийности на основе воли народа, выявленной посредством голосования.