Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов

Несмотря на предписания Устава ООН государствам воздерживаться от угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии, все еще продолжаются вооруженные конфликты, жертвами которых является человек, его права и свободы. В целях защиты прав человека в условиях вооруженных конфликтов в рамках международного и национального права созданы соответствующие стандарты и механизмы их реализации.

Такие стандарты формировались постепенно. Так, впервые в 1864 г. на международной дипломатической конференции в Женеве, касающейся положения раненых в ходе конфликтов, была принята Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Затем, 12 августа 1949 г., на конференции в Женеве были приняты еще четыре конвенции: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны. Этим конвенции получили название Женевских конвенций о защите жертв войны. Они существенно расширили возможности защиты прав человека в случае вооруженного конфликта. Договаривающиеся стороны закрепили положение о необходимости соблюдать и заставлять соблюдать обязательства при любых обстоятельствах. Эти обязательства должны применяться как в случае объявленной войны, так и всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между договаривающимися сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояние войны.

14 мая 1954 г. в Гааге была принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов.

Со временем увеличилось число вооруженных конфликтов немеждународного характера. Раненные и больные из гражданских лиц стали нуждаться в защите и медицинской помощи не меньше, чем раненные и больные из действующих вооруженных сил. Обнаружилась потребность более полной защиты гражданских лиц, оказавшихся в результате военных действий в плену. Возникла также потребность распространения статуса военнопленных на партизан в случае взятия последних плен… Усугубилась проблема обеспечения прав гражданского населения, не участвующего в вооруженном конфликте. По данному вопросу Генеральная Ассамблея ООН приняла несколько резолюций, в которых права человека и его защита во время военных действий стали непосредственно взаимосвязанными. Все это побудило государства принять в 1977 г. два международно-правовых документа: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты прав жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся конфликтов международного характера (Протокол II).

В Протоколе I снова был подтвержден принцип о запрете использования оружия, таким образом, когда наносится чрезмерный, непоправимый ущерб или причиняются ненужные страдания. Однако, подтверждая существующие принципы, Протокол в регулировании защиты жертв войны пошел дальше. В нем закреплено положение, вводящее защиту населения от тотальной войны: «…гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападений».

Протокол II детализировал принцип гуманного обращения со всеми лицами, не принимающими непосредственного участия или прекратившими принимать участие в военных действиях, применительно к раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение, к гражданскому населению; к лицам, свобода которых ограничена посредством интернирования или задержания. Этот протокол закрепил широкий круг гарантий, предоставляемый данной категории лиц. Принятие Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним имело место в условиях коренного изменения международно-правовых принципов взаимоотношений между государствами. На смену «права» государства на войну пришла закрепленная в Уставе ООН их обязанность воздерживаться от угрозы силой, применения силы или актов агрессии. В связи с этим характерными чертами международного права стали, в частности, ответственность государства за развязывание и ведение агрессивной войны и ответственность физических лиц за международные преступления. Сложился международно-правовой принцип защиты прав и основных свобод человека. Возникла целая система норм, касающихся запрещения или ограничения применения отдельных видов оружия, причиняющих наибольшие страдания как воюющим, так и мирному гражданскому населению. Так, в 1980 г. была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В качестве приложения к этой Конвенции были приняты три протокола: первый – о необнаруживаемых осколках, второй – о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, третий - о запрещении или ограничении зажигательного оружия, четвертый – об ослепляющем лазерном оружии. Среди других конвенций следует выделить Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении от 20 апреля 1972 г. и открытую для подписания 13 января 1993 г.; Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г.; Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении от 13 января 1993 г. Специфика нормы указанных конвенций заключается в том, что они направлены на защиту прав человека главным образом во время международных или внутренних вооруженных конфликтов.

Современное гуманитарное право и право прав человека сформулировали ряд принципиальных положений защиты прав человека в условиях вооруженных конфликтов:

- в случаях, не предусмотренных международными конвенциями, население и участвующие в конфликте державы пользуются общепризнанными нормами международного права в виде международно-правовых обычаев, а также требований человечности и общественного сознания;

- применение норм гуманитарного права, не затрагивает правового статуса сторон, находящихся в конфликте, что означает, что эти нормы применяются в вооруженном конфликте сторон независимо от того, находятся они юридически в состоянии войны или нет;

- участвующие в конфликте стороны не обладают неограниченным правом в выборе методов и средств ведения войны и нанесения вреда неприятелю. Война не может быть самоцелью. Воюющие должны использовать силу в тех пределах, которые достаточны для достижения целей ведения военных действий. Они не должны наносить своему противнику ущерб, несоизмеримый с целями войны;

- те лица, которые выведены из строя или не участвуют непосредственно в военных действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение, что предполагает право на уважение жизни, физическую и психическую неприкосновенность, уважение к личности;

- обращение со всеми людьми не должно иметь различий по признакам расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, религиозных и иных убеждений;

- оказываемая лицам гуманитарная помощь со стороны медицинского персонала нейтральных стран не должна рассматриваться как вмешательство в вооруженный конфликт;

- лицам, оказавшимся во власти воюющего государства в качестве военнопленных, должна быть обеспечена данным государством защита на национальном и международном уровнях;

- стороны во время вооруженного конфликта должны проводить различие между гражданским населением и лицами из состава вооруженных сил (комбатантами), позволяющие щадить гражданское население и гражданские объекты;

- целью норм гуманитарного права являются реализация принципов гуманности и ограничение последствий вооруженных конфликтов.