Человека и гражданина

Механизмы защиты прав человека – это сложное системное образование, в основе которого лежат определенные способы обеспечения прав и свобод человека[122].

Традиционно механизмы защиты прав и свобод человека подразделяют на внутренние (национальные) и международные.

В каждом государстве действуют национальные механизмы обеспечения прав человека. Набор таких механизмов не одинаков и может отличаться по форме и содержанию.

Можно выделить государственные и негосударственные институты, призванные защищать права человека.

Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались пустой декларацией, а были предоставлены и защищены на деле. Такое понимание прямо вытекает из установленного в ст. 18 Конституции РФ положения о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием[123].

В европейской правовой культуре приоритет в защите прав и свобод человека принадлежит судебной защите. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод"[124]. Судебный механизм защиты прав и свобод представлен судебной системой РФ. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение[125]. Под судами как органами судебной власти, осуществляющими защиту прав и свобод граждан, имеются в виду суды, образованные в соответствии с требованиями, указанными в ч. 3 ст. 128 Конституции РФ. Такими судами являются суды общей юрисдикции от районного суда до Верховного Суда РФ, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ. Эти суды имеют различные полномочия и осуществляют правосудие в различных процессуальных формах, каковыми являются конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Но все они в пределах своих полномочий стоят на страже законных прав и свобод человека и гражданина[126]. Часть 1 статьи 46 Конституции РФ полностью соответствует требованиям международно-правовых актов. Так, в ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом"[127].

В части 2 статьи 46 Конституции РФ развиваются общие положения о праве на судебную защиту. Раскрытию ее положений и инструментом проведения их в жизнь служит Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Согласно вышеуказанному Закону, предметом обжалования в суде может быть любой акт, которым нарушаются права заявителя. Важным моментом, способствующим обеспечению судебной защиты, является содержащееся в Законе правило, по которому каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Очень важно, что закон не содержит заранее очерченных критериев обоснованности обращения в суд. Если гражданин считает, что государственные органы, либо должностные лица поступили неправомерно, он вправе обратиться в суд[128].

Законодательство, касающееся прав и свобод граждан должно соответствовать требованиям Конституции и никоим образом не создавать какие-либо преграды для защиты прав и свобод граждан, гарантируемых государством. В связи с этим необходимо отметить особое значение, которое имеет осуществление Конституционным Судом РФ его функции конституционного контроля.[129]

Использование только судебных механизмов недостаточно и не позволяет в полной мере гарантировать защиту прав человека. Состояние судебной защиты прав и свобод граждан, ее эффективность в настоящее время не может удовлетворять потребности граждан и государства.

Это объясняется отчасти объективными причинами: не хватает квалифицированных кадров, материально-техническое обеспечение судов не соответствует современным требованиям. Многим судьям в городах и районах приходится работать в условиях значительной перегрузки. Кадры судей и работников аппаратов судов далеко не всегда соответствуют предъявляемым требованиям. При таком положении трудно рассчитывать на соблюдение многих правовых норм и принципов, направленных на создание необходимых основ для надлежащего и полного отправления правосудия. Действующая в стране система судов, судебные процедуры далеко не всегда позволяют человеку в полной мере использовать предоставляемое ему Конституцией право на обращение в суд для отстаивания своих прав. Многие граждане не знакомы с этими правами и не осведомлены о порядке их использования. У российских граждан до сих пор наблюдается низкий уровень доверия к судам, принципиальное нежелание связываться с судебной системой.

Внесудебные механизмы защиты прав человека должны, или предоставлять альтернативные суду способы разрешения конфликтов и защиты прав человека, или выступать в качестве средства, дополняющего судебные механизмы. Внесудебная защита прав и свобод человека – это не противоречащая законодательству деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека без участия судебных органов[130]. При использовании внесудебных механизмов возможно разрешение споров, восстановление нарушенного права без судебного разбирательства. В тоже время, внесудебные механизмы могут предшествовать судебным, например, на стадии подготовки заявления в суд. Использование внесудебных механизмов позволяет предотвратить нарушение прав человека.

Важнейшее значение в защите прав человека принадлежит органам законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Именно они призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Речь идет и об отдельных законах, и о кодифицированных актах. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности и находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В то же время ряд вопросов, относящихся к проблеме прав и свобод, находится в совместном федерации и ее субъектов, в частности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство. Все это должно на всех уровнях обеспечивать защиту конституционных прав и свобод.