Соотношение Конституции РФ и норм международного права

Многие ученые правоведы отмечают, что в конце XX века интеграционные процессы в Европе заставляют переосмыслять в определенной степени постулат о верховенстве конституции, который является одним из ключевых в современном конституционном праве. Международная интеграция привела к появлению новых правовых систем - европейского права (права Европейских Сообществ - права ЕС) и права Совета Европы.

Право ЕС имеет наднациональный характер. Оно инкорпорируется в национальные правовые системы государств — участников интеграционных объединений. Нормы этого права имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права, создаваемым самим национальным государством. Вследствие этого меняется привычное соотношение источников конституционного права в государствах, которые являются участниками межнациональных интеграционных объединений.

Так, по мнению Л.М. Энтина, постулат о том, что «конституция - это высший по своей юридической силе нормативно-правовой акт, коему соответствуют или должны соответствовать все иные нормативно-правовые акты, отныне должен восприниматься с некоторыми оговорками, а зачастую и вообще ставиться под сомнение»[1]. Правовой режим нормативно-правовых источников европейского права имеет особенность. Эти источники создаются институтами Сообществ, а содержащиеся в них нормы являются нормами прямого действия и обладают верховенством по отношению к нормам национального права, даже если речь идет о конституционно-правовых нормах.

В свете интеграции России в европейское правовое пространство положения Конституции РФ необходимо интерпретировать с учетом международно-правовых стандартов в области прав человека и, в частности, норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[2].

Вместе с тем, следует отметить, что норма международного права – договорная или обычная – обретет характер общеобязательной лишь при условии согласия государства как суверенного участника международных отношений и основного субъекта международного права с данной нормой и признании ее юридически обязательной для себя.

При возникновении коллизии между международным договором РФ и Конституцией РФ, если таковая возникает, действует правило о высшей юридической силе Конституции, ибо международные договоры являются составной частью правовой системы государства, а в рамках этой системы нет актов, которые по своей юридической силе стояли бы выше Конституции.

В связи с последним положением, возможны следующие выводы: органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции (если такой договор, тем не менее, заключен, то действуют конституционные нормы, ибо иное противоречило бы принципам народовластия и государственного суверенитета); в случае противоречия международного договора федеральному закону, такой договор вступает в силу только после его ратификации федеральным парламентом в форме закона; противоречие между международным договором и внутренним законодательным актом не влечет автоматического признания ничтожности последнего. Этот акт лишь не применяется в целом или вчасти, противоречащей договору, хотя и продолжает действовать. Следовательно, для юридической дисквалификации этого акта или его части необходимо соблюдение обычной конституционной процедуры: нужно отменить этот акт управомоченным на то органом или признать его не конституционным решением Конституционного Суда, что влечет утрату этим акт юридической силы[3].

Таким образом, «из Основного Закона не следует надконституционность общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, которые в основном покрывают сферу межгосударственных отношений»[4].

Применительно к ч.1 Ст.15 в которой закреплена новелла о высшей юридической силе Основного закона, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в ка­честве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации, как это подчеркивалось более чем в 500 решениях Конституционного Суда РФ, содержащих ссылки на ст. 15 Основного Закона. Отсюда вытекают, по крайней мере, два взаимосвязанных положения: во-первых, Конституция юридически закрепляет и гарантирует политическое, государственное единство народа независимо от федеративного устройства государства; во-вторых, речь идет о единстве правовой системы РФ и ее субъектов[5].

Закрепление высшей юридической силы Конституцииохватывает два аспекта: во-первых, территориальный - в России нет анклавов, свободных от действия федеральной Конституции, и она не нуждается в ратификации или иной форме утвержде­ния субъектами РФ и, во-вторых, верховенство в иерархии законов и иных правовых актов, принимаемых всеми органами и должностными лицами, которые при издании нормативных актов или актов правоприменения связаны требованиями Конституции.

Качество высшей юридической силы Конституция впервые закрепила в 1993 году. Высшая юридическая сила Конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации, а также определяет приоритет действия и применения конституционных норм. Это качество может рассматриваться в двух аспектах: в формальном и материальном.

Формальныйаспект высшей юридической силы означает, что предусмотренные Конституцией правовые акты должны принимать­ся с соблюдением конституционной процедуры. Если зафиксированная конституционными нормами процедура не соблюдается, пра­вовой акт может быть признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции.

Материальныйаспект высшей юридической силы предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных Конституцией, должны соответствовать ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям.

Таким образом, такие исключительные свойства Основного закона как верховенство, прямое действие и высшая юридическая сила, являются первичной правоосновой Конституции как основного источника права, определяющего ее как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современной России. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты вправе принимать различные органы государственной власти, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия федеральных конституционных законов и иных федеральных законов.

Именно Конституция РФ устанавливает правила взаимоотношения с номами международного права, закрепляя суверенное право многонационального народа России на осуществление всей полноты власти в Российской Федерации.