Социально-экономическая политика в 1950-первой половине 60-х гг.

После устранения Л.П.Берии, в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Председатель Совета Министров СССР Г.М.Маленков сформулировал новый экономический курс, который, впервые в советской истории, предусматривал приоритетное развитие легкой промышленности, производство товаров народного потребления. Он предложил также методы решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса.

Это был курс на социальную переориентацию экономики. Вскоре на январском 1955 г. пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев назвал новый экономический курс Г.М.Маленкова «парламентской декларацией». Однако, экономические идеи Г.М.Маленкова, уже после его отставки, были использованы Н.С.Хрущевым в политике.

В 1950-х гг. первый удар был нанесен по бюрократии. Началась некоторая децентрализация руководства промышленностью, передача предприятий в республиканское подчинение. Был упорядочен и сокращен центральный аппарат. Другой важной проблемой середины 50-х годов стало возрастание роли научно-технического прогресса. ХХ съезд партии обратил на это особое внимание. И СССР постарался не «пропустить начавшуюся научно-техническую революцию». Освоение космоса, химизация народного хозяйства и другие направления НТР были подкреплены крупными государственными программами. Для руководства внедрением достижений науки, техники, технологий был создан Государственный комитет по новой технике.

В 1957г. была осуществлена перестройка управления экономикой с отраслевого на территориальный принцип. В реформе пытались воплотить идеи, высказанные в последние годы: проведение децентрализации управления; создание условий для обеспечения контроля «снизу» за работой хозяйственных органов; обеспечение комплексного развития территорий и др. Повсеместно создавались совнархозы. Но эффект реформы оказался непродолжительным, т.к., сохранив сущность административно-командного механизма, реформа на место недостатков отраслевой системы управления поставила недостатки территориальной системы (отраслевая несбалансированность, местничество совнархозов и т.д.) Постепенно стала восстанавливаться вертикальная централизация, ведомственно-отраслевая система хозяйственного управления внутри территориальной. К этим процессам добавилось падение темпов развития промышленности. Все перечисленное свидетельствует о кризисе реформы управления 1957 г.

Вторая половина 50-х гг. была ознаменована возникновением множества ценных, идущих «снизу» общественных инициатив и движений, направленных на преодоление трудностей в развитии экономики. Своего наивысшего подъема общественная инициатива достигла в 1959 г. с возникновением движения за коммунистическое отношение к труду, при определении победителей которого учитывались не только производственные показатели, но и морально-нравственные аспекты в их деятельности. Но суть этой инициативы, как и многих других, была выхолощена бюрократией и заформализована. В то же время, все эти новации во многом изменили атмосферу на производстве, что сказалось и на экономических результатах. Индекс экономического роста национального дохода в 1951-1961 гг., по расчетам Г.Ханина, составил 2 (в 1929-1941 гг. - 1,5).

Взятые в целом, показатели экономического развития страны в конце 50-х – начале 60-х гг. позволяют сделать вывод о завершении к этому времени построения в СССР основ индустриального общества.

Особенно сложным было положение сельского хозяйства. Остро стояла продовольственная проблема, для решения которой началось активное освоение целинных и залежных земель и «кукурузная компания». По мнению Н.С.Хрущева, для получения нужного количества хлеба в центральных районах не хватало времени, достаточного количества минеральных удобрений и сельхозмашин. Освоение целины шло методом штурма. Всего за период 1954-1960 гг. было освоено 42 млн. га пашни. Успех оказался временным, т.к. иссякло естественное плодородие почв, стала проявлять себя ветровая эрозия. После кратковременного периода процветания 1954-1958 гг. ситуация вновь обострилась. С конца 1950-х гг. темпы роста сельскохозяйственной продукции резко замедлились.

С целью увеличения сельскохозяйственной продукции были проведены мероприятия по укрупнению колхозов, расширению совхозной системы, реорганизация МТС для повышения механизации труда, увеличение закупочных цен и др. С одной стороны, улучшилось материальное благосостояние колхозников, государство стремилось приблизить условия жизни сельчан к уровню жизни городского населения. С другой стороны, государство вело борьбу с личными подсобными хозяйствами, считая их мелкобуржуазными пережитками, не совпадающими с социалистическим образом жизни.

Пренебрежение материальными стимулами сельскохозяйственного труда, игнорирование человеческого фактора способствовало нарастанию пассивности среди крестьян. Фактически, в начале 1960-х гг. завершился, начатый еще в 1930-х гг., процесс «раскрестьянивания». На эти же годы приходится обострение социально-экономической ситуации для властей в связи с продовольственным кризисом. Выход нашли в росте цен на сельхозпродукцию и в массовом импорте зерна (с 1963 г.). Это свидетельствовало о полном крахе аграрной политики Н.С.Хрущева.

Достижением послесталинского руководства страны в 1950-е годы было масштабное повышение уровня жизни населения. Это стало возможным благодаря усилению социальной направленности экономики в этот период. Впервые в истории СССР было развернуто массовое жилищное строительство. Были повышены вдвое пенсии, а с 1964 г. они впервые стали выдаваться и колхозникам. Значительно выросли зарплаты, потребление населением промышленных и продовольственных товаров. За 1950-1958 гг. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, а колхозников – на 90%. Были отменены принудительные государственные займы. В 1956-1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Рабочая неделя была сокращена с 48 до 46 часов.

В декабре 1958 г. был принят закон о новой структуре школьного образования: вводилось обязательное восьмилетнее обучение, после которого выпускники в обязательном порядке должны были отработать три года на производстве. При поступлении в ВУЗ вводился обязательный производственный стаж. С помощью реформы власти хотели решить проблему притока рабочей силы на производство.

Ухудшение экономической ситуации в начале 1960-х гг. привело к свертыванию социальных программ. Начались перебои в продовольственном снабжении, выросли цены на продукты питания. Осложнение социально-экономической ситуации в начале 1960-х гг. стало следствием ряда причин: административно-командные методы руководства экономикой не соответствовали условиям развернувшейся НТР; реформы осуществлялись без достаточной аналитической научной проработки; деятельность самого Н.С.Хрущева в этот период приобрела авторитарный, волюнтаристский характер.