Методические рекомендации по изучению темы
Семинар 2. Русь феодальная XVI- начало XVII вв.
Учебные вопросы:
1. Социально – экономическое развитие Московской Руси в XVI – начале XVII вв.
2. Государственно – правовая система Московской Руси в XVI – начале XVII вв.
3. Внешняя политика в XVI – начале XVII вв.
4. Духовная жизнь Московского государства в XVI – начале XVII
Изучив данную тему, студент должен:
иметь представление
· об основных тенденциях развития отечественной истории в период XVI-XVII вв.;
· о ключевых событиях исторического периода, изложенного в материалах темы:
· об изменениях в социально-экономической, политической сферах, духовной жизни народа и внешней политики в указанный хронологический период.
знать:
· государственное политическое устройство Русского централизованного государства;
· сословную систему организации общества;
· государственно-политическое устройство в период централизации власти и формирования сословно-представительской монархии;
· события Смутного времени;
· «политические портреты» значимых исторических деятелей изучаемого периода.
уметь:
· работать с исторической картой;
· анализировать исторические источники;
· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
· ориентироваться в современной системе источников информации, знать и уметь использовать различные программные средства и базы данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
· аргументировано и ясно выстраивать устную и письменную речь;
· выступать публично, аргументировать, вести дискуссию и полемику;
· быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
· быть готовым к кооперации с коллегами, работать в коллективе;
· научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, быть готовым к полному и многоаспектному использованию знаний, полученных в результате изучения темы в своей профессиональной деятельности.
владеть навыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.
При освоении темы необходимо:
· изучить учебный материал по теме в рекомендуемых учебниках и пособии, ознакомиться со справочными материалами;
· выполнить письменно задание по документам;
· выполнить тест по теме, чтобы подготовиться к сдаче тестирования по модулю;
· акцентировать внимание на следующих вопросах:
1. Для того чтобы проанализировать развитие социально-экономической структуры русского государства в XVI – начала XVII вв. ответьте на следующие вопросы:
1) Как изменялась социально-экономическая структура в период правления Ивана VI Грозного?
Увеличение территории. Рост населения. Развитие сельского хозяйства. Господство натурального хозяйства. Боярская вотчина. Поместное землевладение. Раздача земель. Сокращение черносошного крестьянства. Казачество. Рост городов и торговли. Установление торговых связей с другими государствами. Возникновение специализации ремесленного производства (г. Новгород, Устюг, Тула, Калуга). Москва – центр оружейного производства. Появление казенных предприятий. Развитие внутренней и внешней торговли. Купеческие корпорации. Ухудшение экономического положения в результате опричнины. Перераспределение земли внутри господствующего класса. Бегство крестьян на окраины. Введение "заповедных лет". Служилое холопство. Указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян.
2) Социально-экономическое положение России в период Смутного времени.
«Поруха 70—80-х годов XVI в.» Запустение развитых экономических центров России. Усиление налогового гнета. Составление писцовых книг. Потеря устойчивости крестьянскими хозяйствами. Голод 1601 – 1603 гг. Восстания Хлопка (1603 – 1604) и И.И. Болотникова (1606 – 1607). Эпидемии.
2. Для понимания содержания и особенностей государственно-политической системы Руси ХVI – начала ХVII вв. проанализируйте следующие вопросы:
1) Охарактеризуйте органы управления и право Московской Руси в XVI в.
Венчание царскими регалиями Ивана IV (1547 г.). Особенности сословно-представительной монархии в России. Царь. Боярская дума. Земские соборы и их состав. Приказно-воеводская система управления. Постоянные, временные, отраслевые, территориальные приказы. Приказные дьяки и писцы. Земские и губные избы. Воеводы, их полномочия и функции. Судебник 1550 г. Избранная рада и реформы 50-х гг. (военная реформа) ХVI в. Опричнина, её цели, сущность и последствия.
2) Охарактеризуйте систему управления российского государства в период Смутного времени.
Династический кризис конца XVI в. Кризис центральной власти. Царь Федор Иоаннович. Борис Годунов. Явление самозванства на Руси. Василий Шуйский. Интервенция. "Семибоярщина" и призвание Владислава на московский престол. Первое и второе ополчения. Земский собор 1613 г. и начало династии Романовых. Окончание интервенции.
3. Для характеристики внешней политики Руси следует рассмотреть следующие вопросы:
Охарактеризуйте основные направления внешней политики Руси эпохи правления Ивана IV Грозного. Выделите ключевые направления и результаты внешнеполитической деятельности России в этот период.
Присвоение и освоение новых земель. Присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.), начало освоения Сибири (поход Ермака) 1582 г. Освоение территории Дикого поля. Ливонская война (1558—1583 гг.).
Охарактеризуйте изменения в территориальном устройстве российского государства в конце ХVI – начале ХVII вв.
Дипломатические успехи правительства Бориса Годунова. Смута. Шведско-польская интервенция. Первое и второе ополчения. Столбовский мир и Деулинское перемирие.
4. Для понимания основ идеологического единства Русского государства Вам необходимо затронуть следующие вопросы:
1) Выявите особенности духовной жизни Московской Руси XVI – начала XVII вв. Можем ли говорить об элементах противостояния светского и религиозного начал в духовной жизни российского общества? Охарактеризуйте взаимоотношения между государством и церковью.
Попытка ограничения церковного землевладения на Стоглавом соборе 1551 г. Стоглав - сборник постановлений церковного собора 1551 г. Попытка ограничения влияния церкви в годы опричнины. Развитие общественно-политической мысли. "Сказание о великих князьях Владимирских". Начало секуляризации общественной мысли – творчество И.С. Пересветова, переписка Ивана Грозного и князя А. Курбского. “Домострой”. Начало книгопечатания. “Апостол” Ивана Федорова. Строительство каменных кремлей. Собор Василия Блаженного. Дионисий. Введение патриаршества на Руси в 1589 г. Начало внутрицерковной борьбы и распространение ересей (Карп Стригольник).
Роль церкви в Смутное время. Патриарх Гермоген.
2) Как процесс укрепления единого государства прослеживался в тенденциях культурного развития страны?
Развитие общественной мысли от теории «Москва-Третий Рим» до государственной доктрины Ивана IV и публицистики XVI в. Литература XVI вв. Отход от традиций летописания. «Хронограф», «Новый летописец», «Степенная книга царского родословия» (1584-1618 гг.), переиздания «Четьих Миней» митрополита Макария.
Возрождение живописи. Работы Дионисия, Савиных. Иконопись и фресковая живопись XVI вв.
Города «Золотого кольца России» - центры ювелирных ремесел черни, скани, финифти XVI в.