МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ
Понятие «история»
Известный русский историк В.О. Ключевский писал: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: как движение во времени, процесс и как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю».
Термин «история» и сегодня имеет два основных значения:
· это то, что было в прошлом (история, которая происходила), то есть это реальный процесс жизни общества с каждой минутой уходящий в прошлое
· это знание о том, что было (история, которая пишется), то есть это наука, которая изучает реальный процесс жизни людей в прошлом.
Цель и задачи истории
Одна из важных сторон исторической науки – собирание и изучение фактов, которые являются материалом, из которого строится научное знание. В своем отношении к фактам историческая наука ничем не отличается от других отраслей знания. Историк всегда заинтересован в том, чтобы найти какие-либо новые, не известные ранее факты. Обнаружив эти факты, он подвергает их тщательной проверке, анализу, сопоставлению, и только затем включает в систему знаний.
Но любая наука отличается от других видов духовной деятельности тем, что наряду с познанием фактов действительности стремится проникнуть в сущность явлений, установить между ними связь и, в конце концов, вывести наиболее общую формулу этих связей в виде закона. Это относится и к исторической науке. В связи с этим следует заметить, что целью исторической науки является изучение закономерностей развития человечества, различных аспектов его жизни. Поиск законов в их конкретном проявлении занимает центральное место в работе историка. Однако открытие и познание законов общественного развития - процесс очень сложный. Многие явления в жизни общества – результат действия множества людей, в связи с этим законы общественной жизни представляют собой в сущности статистическую закономерность. Однако статистическая закономерность не позволяет предвидеть действия каждого отдельного элемента общности, т.е. каждого человека. Еще одна черта законов общественной жизни – та, что в конкретный момент в обществе действует ряд закономерностей, поскольку общество представляет собой многоплановый организм, в котором одновременно происходят процессы на различных уровнях – в экономике, политической системе, в духовной сфере и т.п. Это не просто характеризует сложность общей картины исторической действительности, но и существенно затрудняет выявление общих тенденций.
С XVIII века утвердились научные идеи, что исторический факт объективен, а историческое объяснение создается путем обобщения фактов. С этого же периода и на протяжении XIX-XX вв. общество ставило и в настоящее время продолжает ставить перед историей следующие задачи:
· изучать историческую жизнь народа, формировать национальную идентичность;
· давать нравоучительные примеры;
· служить выработке политических решений.
Цель изучения истории состоит в развитии культуры исторического мышления: способности к историческому познанию, самостоятельности исторического анализа, умения доказывать истинность исторического знания, адекватно и эффективно использовать свои знания в жизни. Для этого необходимы определенные методологические знания, характеризующие методологическую культуру.