Практическое занятие № 11
Тема:«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА»
Цель:сформировать знания по теме «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА»; навыки работы с микроскопом; умения показывать на таблицах и планшетах серое и белое вещество, основные отделы мозга, желудочки мозга
Задание 1
Рассмотреть рисунок обозначить:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Ответить на вопросы:
1. Какова средняя масса головного мозга человека? 2. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга человека? 3. Где находится зона кожно-мышечной чувствительности? 4. Где находится моторная зона? 5. Где находится зрительная зона коры больших полушарий головного мозга? 6. Где находится слуховая зона? 7. Где находятся центры обоняния и вкуса? 8. В каком полушарии находятся речевые центры, центры Брока и Вернике? |
Задание 3
Заполнить таблицу «Строение и функции головного мозга»
Отделы головного мозга | Основные структуры | Название полости | Функции |
Задание 4
Обозначить оболочки и межоболочечные пространства:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделать вывод на основе проделанной работы:
а) расположите по степени сложности задания:________________________________________________________________
б) хорошо усвоены следующие вопросы:______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________ в) затруднения вызвали следующие вопросы: _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Решить задачи:
1. При прочих равных условиях, какое кровоизлияние более опасно–в кору головного мозга или в продолговатый мозг?
2. У собаки произведена перерезка ствола мозга. Когда животное вышло из наркоза, на него направили яркий свет и нанесли болевое раздражение. При этом зрачки сузились, но реакции, сопровождающие ощущение боли, отсутствовали. На каком уровне произведена перерезка?
3. В 1935 г. нейрофизиолог Ф. Бремер изучил функции различных отделов мозга, проводя перерезку мозга на разных уровнях. У одной собаки перерезку производили между продолговатым и спинным мозгом (при искусственном дыхании), у второй собаки перерезали четверохолмие между передними и задними холмами. Первая собака реагировала на свет и на запахи, вторая же не вступала в контакт с внешним миром, глаза у нее были закрыты. Объясните полученные результаты в свете современных представлений.
4. У больного опухоль в головном мозге. Какой клинический симптом позволяет предположить, что опухоль скорее всего локализована в таламусе? Размеры опухоли еще не велики.
5. Человек упал и ушиб голову. При этом у него «посыпались искры из глаз». На какую часть головы пришелся удар?
6. Почему при мозговых операциях больные совершают непроизвольные движения, например, рукой, ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим впереди от центральной борозды?
7. Почему при повреждении участков коры, примыкающих к центральной борозде, у подопытных животных и больных людей утрачивается способность различать раздражения, воспринимаемые рецепторами кожи?
8. Инфекционно – аллергическое заболевание рассеянный склероз, вызванное переохлаждением, простудой, травмами, сопровождается распадом миелиновых оболочек нейрона. Каковы на ваш взгляд последствия этого явления?
ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________
(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)