Практическое занятие № 11

Тема:«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА»

Цель:сформировать знания по теме «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА»; навыки работы с микроскопом; умения показывать на таблицах и планшетах серое и белое вещество, основные отделы мозга, желудочки мозга

Задание 1

Рассмотреть рисунок обозначить:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Ответить на вопросы:

1. Какова средняя масса головного мозга человека?     2. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга человека?   3. Где находится зона кожно-мышечной чувствительности?     4. Где находится моторная зона?     5. Где находится зрительная зона коры больших полушарий головного мозга?     6. Где находится слуховая зона?   7. Где находятся центры обоняния и вкуса?   8. В каком полушарии находятся речевые центры, центры Брока и Вернике?  

Задание 3

Заполнить таблицу «Строение и функции головного мозга»

Отделы головного мозга Основные структуры Название полости Функции
       
       
       
       
       
       
       

Задание 4

Обозначить оболочки и межоболочечные пространства:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделать вывод на основе проделанной работы:

а) расположите по степени сложности задания:________________________________________________________________

б) хорошо усвоены следующие вопросы:______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________ в) затруднения вызвали следующие вопросы: _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Решить задачи:

1. При прочих равных условиях, какое кровоизлияние более опасно–в кору головного мозга или в продолговатый мозг?

2. У собаки произведена перерезка ствола мозга. Когда животное вышло из наркоза, на него направили яркий свет и нанесли болевое раздражение. При этом зрачки сузились, но реакции, сопровождающие ощущение боли, отсутствовали. На каком уровне произведена перерезка?

3. В 1935 г. нейрофизиолог Ф. Бремер изучил функции различных отделов мозга, проводя перерезку мозга на разных уровнях. У одной собаки перерезку производили между продолговатым и спинным мозгом (при искусственном дыхании), у второй собаки перерезали четверохолмие между передними и задними холмами. Первая собака реагировала на свет и на запахи, вторая же не вступала в контакт с внешним миром, глаза у нее были закрыты. Объясните полученные результаты в свете современных представлений.

4. У больного опухоль в головном мозге. Какой клинический симптом позволяет предположить, что опухоль скорее всего локализована в таламусе? Размеры опухоли еще не велики.

5. Человек упал и ушиб голову. При этом у него «посыпались искры из глаз». На какую часть головы пришелся удар?

6. Почему при мозговых операциях больные совершают непроизвольные движения, например, рукой, ногой, когда хирург прикасается к участкам коры, лежащим впереди от центральной борозды?

7. Почему при повреждении участков коры, примыкающих к центральной борозде, у подопытных животных и больных людей утрачивается способность различать раздражения, воспринимаемые рецепторами кожи?

8. Инфекционно – аллергическое заболевание рассеянный склероз, вызванное переохлаждением, простудой, травмами, сопровождается распадом миелиновых оболочек нейрона. Каковы на ваш взгляд последствия этого явления?

 

 

ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________

(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)