Практическое занятие № 5

Тема:«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРОВИ»

Цель:сформировать знания по теме «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРОВИ»; навыки работы с микроскопом; умения различать на микропрепаратах, таблицах, гистологическое строение мазка крови человека и лягушки; умения определять групповую принадлежность крови с помощью тренажера.

Задание 1

Заполнить таблицу «Функции крови»

Функции Описание процесса
  1._________________________________________________ 2._________________________________________________ 3._________________________________________________ 4._________________________________________________ 5._________________________________________________ 6._________________________________________________ 7._________________________________________________          

Задание 2

Вставить пропущенные слова.

Клетки крови имеют ряд приспособлений для функционирования в организме человека. Чтобы связывать кислород воздуха в эритроцитах имеется __________________________ в состав которой входит _____________________. Для увеличения этой возможности эритроциты имеют ________________________________ форму, что увеличивают поглощающую поверхность эритроцитов. С этой же целью в них отсутствует_________________________________. Чтобы осуществлять ________________________ лейкоциты имеют _______________________ форму. Способность крови обезвреживать чужеродные тела называют ____________________________ .

Задание 3

Изучить и зарисовать гистологическое строение мазка крови человека и лягушки, сделать вывод, чем отличается строение эритроцитов человека и лягушки.

Кровь человека: Кровь лягушки: ВЫВОД: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Заполнить таблицу:

Наименования показателя Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты
Количество в литре крови      
Продолжительность жизни      
Где образуются      
Форма и размеры      
Функции      

Задание 5

Лейкоциты
Лейкоцитная формула: дать понятие и % содержания разных видов лейкоцитов: чем они отличаются друг от друга, их функции заполнить схему.

       
   
 

 


% % % %

функция

%

 
функция
 
 

 

Задание 6

Проанализировать гемограммы

Гемограмма №1 Женщина 40 лет Эритроциты 4,0 · 1012/л Гемоглобин 120 г/л Тромбоциты 180 · 109/л Лейкоциты 18 · 109/л Базофилы 0% Эозинофилы 5% Нейтрофилы: юные 2% 2 палочкоядерные 7% сегментоядерные 64% Лимфоциты 10% Моноциты 3% СОЭ 38мм/ч Гемограмма №2 Мужчина 50 лет Эритроциты 2,8 × 1012/л Гемоглобин 80 г/л Лейкоциты 3,8 × 10 9 /л базофилы 0% эозинофилы 0% нейтрофилы: палочкоядерные 20% сегментоядерные 25% лимфоциты 50% моноциты 5% Тромбоциты 112 × 10 9/л СОЭ 3 мм/ч
   
   
   

Задание 7

Изучить методику определения групповой принадлежности крови с помощью стандартных сывороток с использованием тренажера

Задание 8


Заполните таблицу «Правила переливания крови»

Донор Ре- ци- пиент     I-0 a b   II-A b   III-B a   IV-AB -
I-0 a b        
II-A b        
III-B a        
IV-AB -        

Агглютиногены, находящиеся в мембранах эритроцитов, обозначаются 0, А, В; агглютинины плазмы крови - aи b.

Заполните таблицу, указав, в каких случаях при переливании крови донора реципиенту возможны частичная агглютинация (+-), полная агглютинация (+) и где агглютинации не произойдет, если известно, что агглютинин а склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а агглютинин b склеивает эритроциты с агглютинином В. Известно также, что у людей с первой группой крови в мембранах эритроцитов нет агглютиногенов (00), но есть агглютинины аи b, у имеющих вторую группу в эритроцитах присутствует агглютиноген А, а в плазме - агглютинины b, у людей с третьей группой крови - в эритроцитах агглютиноген В, а в плазме - агглютинины а, у имеющих четвертую группу крови нет агглютининов, а присутствуют агглютиногены А и В.


Задание 9

Верны ли данные утверждения (да, нет)?

1. Если отец и мать резус-отрицательные, дети могут быть как резус-отрицательные, так и резус-положительные. ___________

2. Если отец резус-отрицательный, а мать резус-положительная, то дети могут быть как резус-отрицательные, так и резус-положительные. _____

3. Если отец резус-положительный, а мать резус-отрицательная, то при второй беременности резус-конфликт неизбежен. ________

4. Если отец резус- положительный, а мать резус-отрицательная, ребенок обязательно будет резус-положительный. ________

5. Если резус-положительному реципиенту вторично перельют кровь его же группы, но резус-отрицательную, неизбежен резус-конфликт. ________

6. Если резус-отрицательному реципиенту вторично перельют кровь одноименной группы, но резус-положительную, обязателен резус-конфликт. __________

Задание 10

Заполнить схему свертывания крови

Рана

 

разрушение тромбоцитов

 
 


I.

 

II.

 

III.

 

 

Сделать вывод на основе проделанной работы:

а) расположите по степени сложности задания:________________________________________________________________

б) хорошо усвоены следующие вопросы:______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________ в) затруднения вызвали следующие вопросы: _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Решение задач:

1. Человек съел недоброкачественную пищу. Через некоторое время у него обнаруживается повышение вязкости крови. Чем можно объяснить это?

2. Объясните, почему при длительном проживании людей в горах в их крови отмечается эритроцитоз.

3. Человеку при питье морской воды грозит гибель. Как вы думайте, почему?

4. У больных серповидноклеточной анемией эритроциты приобретают удлиненную форму в виде серпа. Способность присоединять кислород при этом существенно не нарушается. В таком случае, с чем связаны патологические явления при этом заболевании?

5. Объясните, почему у людей с дыхательной и сердечной недостаточностью в крови отмечается эритроцитоз.

6. Какие признаки воспалительного процесса в общем анализе крови вы знаете?

7. Какие признаки угнетения функции красного костного мозга могут наблюдаться в общем анализе крови?

8. Какие витамины и микроэлементы являются необходимыми для гемопоэза?

9. Количество каких форменных элементов (эритроцитов или лейкоцитов) поддерживается в крови на более постоянном уровне и почему?

10. В каких случаях в крови наблюдается лейкоцитоз?

11. При исследовании группы крови по системе АВО получена агглютинация во всех трех каплях. Каково Ваше заключение? Можно ли считать данный результат окончательным?

12. При переливании крови, идентичной по системе АВО и резус-фактору, клинически было установлена несовместимость крови донора и реципиента. С чем, по Вашему мнению, это может быть связано?

13. Объясните, на чем основано применение медицинских пиявок.

14. Почему при наличии в сосудах атеросклеротического процесса повышается вероятность образования тромба внутри сосуда?

15. У женщины во время беременности развился резус-конфликт. Объясните, в каких случаях это возможно и с чем связано?

ПРОВЕРЕНО: ________________________________________________

(ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:ПОДПИСЬ)