Правопорядок и общественный порядок.

 

С законностью тесно связано другое правовое явле­ние — правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопо­рядок» широко используется в действующем законодатель­стве, охрана правопорядка – важнейшая функция государ­ства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Наибольшее распространение получил взгляд на пра­вопорядок как на реализованную законность, однако подоб­ная трактовка представляется не совсем верной. Действи­тельно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В форми­ровании правопорядка законность выступает как основопо­лагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже ос­новополагающего. Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом за­конности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же – условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок – это порядок, организованность, ус­тойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует сте­пень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, пра­вопорядок – это правовой порядок, состояние обществен­ных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регули­рования, каковой является создание с помощью права и пра­вовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредования – реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного:

Правопорядок – основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правопорядок – состояние организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм.

Особенности правопорядка:

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, орга­низованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, явля­ется итогом правового регулирования.

4. Правопорядок обеспечивается государством.

Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований право­вых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регу­лирования) и правопорядок, к достижению которого стре­мился законодатель на том или ином этапе развития обще­ства (цель правового регулирования).

Рально существующий правопорядок зависит от со­стояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состо­яния законодательства, характера законности и др. Следо­вательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить на­правления деятельности по укреплению (упрочению, совер­шенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

Правопорядок не должное или возможное, а фактичес­кое состояние урегулированных правом отношений.

Принципы правопорядка.

Определенность. Правопорядок базируется на формаль­но-определенных правовых предписаниях, реализация ко­торых и обеспечивает определенность общественных отно­шений. Этим он отличается от системы отношений, возника­ющих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъек­тивных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) пра­вопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отно­шений, которая основана на единой сущности права, гос­подствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихий­но, а при организующей деятельности государства, его ор­ганов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций го­сударства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспе­чиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными орга­нами.

Единство. Характер организации неодинаков в различ­ных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечивае­мый единством государственной воли и законности, право­порядок один на территории всей страны. Все его составля­ющие в равной степени гарантируются государством, лю­бые его нарушения считаются правонарушениями и пресе­каются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно оха­рактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то зак­репляет наиболее важные черты и стороны социально-эко­номического строя, систему господствующих в стране по­литических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не толь­ко отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой полити­ческой власти, т.е. государство. На эту сторону правопоряд­ка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объедине­ние множества людей, подчиненных правовым законам».

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка.

С одной стороны, кон­ституированное правом и функционирующее в строго уста­новленных рамках государство составляет важнейшее зве­но правопорядка.

С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно пра­вовое регулирование деятельности государственных орга­нов и должностных лиц осуществляется по принципу «Доз­волено только то, что прямо разрешено».

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором право­вое положение и взаимоотношения всех субъектов обще­ственной, политической и государственной жизни четко оп­ределены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного право­порядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в об­щественных отношениях.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не иден­тичного ему явления — общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в от­личие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д.

Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимуществен­но силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства.

С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка явля­ется правопорядок.

С другой – состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность за хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность – цель и результат правового регулирования, важнейшие юридичес­кие и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэто­му не случайно основным направлением деятельности про­фессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

Контрольные вопросы к главе 3:

1. Что такое законность?

2. Каковы требования законности?

3. Назовите принципы законности?

4. Каково соотношение законности и законодательства?

5. Какие существуют гарантии законности?

6. Дайте определение понятию «правопорядок».

7. Каково соотношение правопорядка и общественного порядка?

8. Как соотносятся между собой законность и правопорядок?

9. Как законность связана с уровнем общей культуры людей в обществе?

10.Как вы понимаете римскую пословицу «Законность – основа государства»?

Рекомендуемая литература к главе 3:

Артемов В.M. Правопорядок в современном российском обществе: Концептуальные обоснования и инновации. – M., 1998.

Борисов В.В. О гарантиях законности // Вопросы теории госу­дарства и права. – Саратов, 2000. – Вып. 2. – С. 36-41.

Ведяхин В.М.. Ефремов А.Ф. Политические гарантии законно­сти // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 59-72.

Духно Н.А. Теоретические основы правового порядка // Акту­альные проблемы правопорядка. – M., 2000. – Вып. 2. – С. 3-9.

Евдокимова Е.Г., Ромашов Р.А. Правовой режим законности: теория и история // Правоведение. – 2001. – № 5. – С. 261-271.

Законность в Российской Федерации. – М.: Изд-во Спарк, 1998.

Казаков В.H. О некоторых чертах современного международно­го правопорядка // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 88-92.

Кашенов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. – 1998. – № 2.

Мехович А.М., Мордовец А.С., Силантьева А.В. Законность и уважение прав человека в деятельности ОВД // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 154-162.

Минниахметов P.Г. Право и законность – исторически нераз­рывные понятия // Труды МГЮА: Сборник статей. – 2003. – №. 10. – С. 111-114.

Муксинов Н.Ш., Сафонов В.Е., Хабибулин А.Г. Проблема укрепления законности в республиках Российской Федерации // Государство и право. – 1998. – № 12. – С. 95-97.

Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. – 2000. – № 8. – С. 17-20.

Правовой режим законности: Вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. – СПб., 2001.

Правопорядок и борьба с преступностью // Актуальные пробле­мы правоведения. – Самара, 2001. – № 1. – С. 112-129.

Сахиев Р.А., Фатхуллин Н.С. Законность и правопорядок: к новой парадигме // СОЦИС. – 1998. – № 11.

Суляк О.П. Проблемы обеспечения законности в сфере приме­нения права. – M., 2002.

Тагиев А.С. Некоторые актуальные проблемы законности и пра­вопорядка в современной правовой науке // Право и политика. – 2001. – № 8. – С. 8-15.

Талянин В.В. Режим правозаконности (теоретико-правовой ас­пект): Дисс. … канд. юрид. наук. – СПб., 1999.

 

 

Глава 4. Механизм правового регулирования.