Понятие и структура правового сознания

 

Социальная жизнь общества связана с различными видами деятельности, при этом материальная и идеальная стороны социальной жизни, как правило, рассматриваются через категории «бытие» и «сознание», или точнее, через категории исторического материализма - «общественное бытие» и «общественное сознание». В простой интерпретации под общественным бытием можно понимать материальные отношения людей к природе и друг к другу, сознание же возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней, а значит, функции или назначение сознания могут быть понятны из результатов деятельности его субъектов. Поэтому, общественное сознание, рассматриваемое как духовная сторона исторического процесса, определяется общественным бытием и оказывает на него обратное воздействие. Очевидно, что общественное сознание есть отражение общественного бытия и, в зависимости от отражаемой его области, структурно подразделяется на несколько форм, каждая из которых обладает своими индивидуальными особенностями и социальной ролью. Одной из форм общественного сознания (наряду с экономикой, этикой, эстетикой, политикой, религией) является право, рассматриваемое как система общезначимых формально-определенных правил поведения общего характера, исходящих от государства, регулирующих типовые общественные отношения. Ясно, что формой осознания права как специфического явления социальной действительности является правовое сознание, определяющееся объективными условиями жизни людей.

В процессе естественно-исторического развития общества вместе с дифференциацией общественного бытия происходит и дифференциация общественного сознания, в том числе формируется правосознание. Несомненным является тот факт, что правосознание, с одной стороны объективно отражает потребности развития общества, а с другой - является одним из обязательных механизмов реализации правовых знаний в жизни, с третьей – является инструментом, критерием оценки правового аспекта поведения (деятельности).

Такая многоаспектность категории «правосознание» позволяет считать, что правосознание – это свойственная исключительно политическому обществу форма сознания, отношение не только к действующему позитивному праву, представление о должном в праве, выраженное в различных суждениях, концепциях, теориях, мнениях, но и результат соотнесения должного с отдельными юридическими явлениями с учетом значимого для субъекта правосознания интереса.

Очевидно, что такой взгляд на правовое сознание является в достаточной степени условным, поскольку представление о юридической действительности формируется на основе нравственных, религиозных и других ориентаций индивида, группы, общества в целом, и, наоборот, правовую оценку получают религиозные, политические, экономические и иные институты и процессы.

В тоже время, правосознание можно рассматривать как результат соотнесения юридических явлений с общими нормами культуры, поэтому представляется возможным считать, что правосознание - это достаточно сложная совокупность разносторонних психических и психологических процессов, через которые выражается отношение людей к праву.

Формы общественного сознания существуют не обособленно, а взаимно дополняют друг друга, образуя единую систему отражения действительности, и в этой связи необходимо отметить, что само правосознание является также элементом правовой действительности и, следовательно, предполагает своеобразную самооценку и поиски путей своего совершенствования, поэтому правосознание можно рассматривать как объективно существующую совокупность взаимосвязанных внутренних свойств (индивида, группы, общества) к праву, его системе, закону, работе правоохранительных органов и т.д.

Многообразие точек зрения на сущностные характеристики категории «правосознание» и обобщение различных взглядов на это явление, позволяет определить правосознание как совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, выражающих оценочное психологическое отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (к действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина и т. д.).

Правосознание, являясь одной из форм субъективного сознания, влияющего на выработку позитивной или негативной реакции людей по поводу требований права, предполагает:

– осмысление сущности права;

– соотнесение правовых ценностей с иными (моральными,– религиозными, политическими и др.);

– оценку права с точки зрения его социальной значимости;

– осознание необходимости правомерного поведения;

– восприятие результатов реализации права.

Правосознание и право – это взаимообусловленные, имманентные друг другу явления. Чрезвычайно важная роль правосознания в механизме правового регулирования приводила иногда к абсолютизации его регулятивной функции. Некоторые правоведы даже включали правосознание в понятие права. Так, в начале ХХ века Л. И. Петражицкий, представитель психологического направления в правоведении, характеризовал право как «этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер». В концепции Л. И. Петражицкого правосознание рассматривается как «интуитивное право». Позитивное же право рассматривалось ученым лишь как один из способов формирования интуитивного права, да и то, если это позитивное право соответствовало психологии отдельного человека. Под интуитивным правом он понимал двусторонние императивно-атрибутивные эмоции, которые представляли собой, по существу, явления индивидуальной психики и были частью индивидуального правосознания. По сути, сходную позицию среди представителей современного правоведения отстаивает Р. З. Лившиц, называя правосознание одним из элементов права наряду с правовыми нормами и правоотношениями.

Несмотря на взаимообусловленность и схожесть некоторых признаков, правосознание и право далеко не тождественные категории, поскольку правосознание – это идеальное восприятие или отражение субъектом юридических явлений (психологический элемент) и сформированные на этой эмпирической основе общие представления о юридически должном, справедливом, целесообразном и т. п. (идеологический элемент), в то время как право - это.

Таким образом, правосознание как сложное социальное явление обладает собственной внутренней структурой и может быть условно дифференцировано на различные элементы. Наиболее традиционным и общепринятым является обособление в структуре правового сознания двух элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология – это совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний соответствующих эмпирическому, обыденному уровню индивидуального (группового) сознания, формирующемуся в процессе повседневной человеческой жизнедеятельности (воспитания, обучения, профессиональной деятельности и т. п.). Правовая психология, являясь наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различных групп и слоев населения, представляет своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правосознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государственную деятельность, законодательство, правовое регулирование, другие юридические феномены. Правовая психология является средством реализации знаний о праве, традиций, обычаев, воспитания правовой культуры, внутренней самооценки личности, которая может проявляться в форме нравственных категорий (стыд и совесть), вызывая как чувство удовлетворения своим поведением (деятельностью) так и, отрицательное отношение к своему поведению, понимание, что нарушены права, законность.

Таким образом, правовая психология предполагает переживание права и следование его предписаниям или отступление от них.

Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. «Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпеливое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - это все относится к области правовой психологии» (Хропанюк В.Н.).

По сравнению с правовой психологией, в основу которой положены психологические переживания людей по поводу отдельных конкретных проявлений государственно-правового воздействия, правовая идеология представляет и оценивает право как целостное социальное явление. И может рассматриваться как систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных слоев населения.

Если правовая идеология будет формироваться в процессе выявления теоретического сознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса, то она будет содержать большой нравственный потенциал, который подразумевает приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода командно-бюрократическому управлению. Ведь именно это свойственно здоровому (идеологически и экономически) обществу с развитой культурой.

В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы общества.

Помимо знания норм каждому человеку нужно знать еще его принципы (исходные, основные положения) и источники права с тем, чтобы при необходимости найти искомые принципы и нормы. Объем и качество знаний, владение принципами и нормами права принято называть правовой информированностью личности. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего, социальных групп (классов, наций, религиозных конфессий и т. д.). Вместе с тем, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается, как правило, отдельными людьми – учеными и политиками, и лишь впоследствии приобретает свойства системного целостного отражения государства и права.

Очевидно, что именно правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.

Таким образом, правовая идеология представляет собой совокупность устоявшихся юридических идей, теорий, взглядов, принципов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контролировать свои эмоции и чувства, умение «управлять собой». Правовая идеология и правовая психология как структурные элементы правового сознания не только тесно взаимосвязаны между собой, но и взаимообусловливают друг друга.

Что же может служить источником правовой идеологии и правовой психологии? Изучая прогресс развития некоторых стран Востока (Япония, Южная Корея, Китай) можно полагать, что именно любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина могут стать источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии. Однако представляется необходимым найти и закрепить в праве меру сочетания свободы личной инициативы и социальных гарантий личности, для того чтобы двигаться по пути построения правового государства.

Итак, можно утверждать, что правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, выступает в роли фильтра для всех факторов, влияющих не только на право, но и на правовую деятельность.

Современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого, настоящего и будущего. Можно отметить, что на сегодняшний день идеология России выражается в создании социально ориентированного государства и свободного рынка и достижению этой цели должны способствовать не только общественная нравственность, социальная защищенность граждан, социальная справедливость, но и юридическая наука. При этом все должно быть реализовано через законодательно закрепленные функции государства.

Необходимо отметить, что существуют и другие структурные интерпретации правосознания. Например, в качестве его элементов выделяются правовые понятия, социально-правовые эмоции и воля. С этой точки зрения правосознание представляется в виде единства рационального, эмоционального и волевого.

Известны различные виды правосознания. Чаще всего правосознание подразделяется на виды в соответствии с двумя основными критериями – по субъекту и по уровню.

1. В зависимости от субъекта, правосознания может быть подразделено на общественное, групповое и индивидуальное.

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают в коллективном сознании типичные свойства его юридической действительности.

Групповое сознание (коллективное сознание социальных групп) складывается из специфических нормативных ценностей социально-демографических групп (правосознание сотрудников полиции, студентов юридических вузов, военнослужащих и т. д.).

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека, следствием усвоения принципов национальной и корпоративной культур, выработки специфического жизненного опыта.

2) В соответствии с уровнем адекватности восприятия права, глубиной отражения правовой деятельности правосознание подразделяется на обыденное, научное, профессиональное.

Обыденное правосознание – это складывающиеся под влиянием жизненного опыта массовые, стихийные представления людей о государстве и праве. Обыденным правосознанием обладают все люди независимо от своего социально-правового статуса.

Профессиональное правосознание – это понятия, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессиональных юристов. Профессиональным правосознанием обладают граждане, осуществляющие толкование и реализацию правовых предписаний на профессиональной основе: сотрудники органов внутренних дел, адвокаты, судьи и т. п. Сущность и особенности правового сознания юристов (в том числе сотрудников ОВД) конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического сословия. Определяющее значение для юристов имеет, в первую очередь, правовая подготовленность. Очевидно, что именно правовая подготовленность юристов должна отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, умением их применять и, ясно, что она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан. Именно устойчивое положительное отношение к праву и практике его применения должно отличать профессионального юриста, а это, в свою очередь, предполагает максимально высокую степень соответствия правовой норме, понимание необходимости, справедливости и полезности ее применения, привычку соблюдать закон.

Профессиональное правосознание юриста от правового сознания граждан (как законопослушных, так и преступников) отличает острота проявления правовых знаний, наиболее четкая степень выраженности правовых установок и ценностных ориентаций.

Научное (теоретическое) правосознание – это идеи, концепции, взгляды, выражающие высокий уровень систематизированного, теоретического освоения права. Непосредственным источником правотворчества должно быть именно научное правосознание, потому что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Научным правосознанием обладают ученые-юристы, ведь только они могут квалифицированно выполнить этапы процесса реализации права в форме правоприменения. Например, такие как установление фактических обстоятельств дела; выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта в данном случае; вынесение правоприменительного акта.

Источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятию или нейтрализации противоречий, возникающих в процессе применения права, является профессиональное усмотрение, обусловленное особенностями правового разума и правовых чувств юристов. Воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности, в свою очередь, оказывают правовые нормы. При разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов, а также всех видов конкретных юридических решений правосознание играет регулирующую роль, поэтому и процесс правореализации связан, в первую очередь, с правосознанием. О регулирующей роли правосознания свидетельствует и тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения и чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет эту свою роль приведения поведения в соответствие с целью и волей, выражаемых в праве. И соответственно, тем тверже законность и правопорядок. Кроме того, оценка результатов деятельности и каждого решения в отдельности (в правовой сфере) также производится с помощью правового сознания. Результатом такой оценки, как правило, является признание поведения (деятельности) субъекта правомерным или противоправным.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что правосознание, как многомерное явление обладает следующими признаками:

1) наличие знаний у индивидов о правовой действительности, содержании норм права, законности;

2) проявление отношения индивидов, групп, сообществ к существующей правовой действительности, содержанию норм права;

3) юридически значимое поведение индивидов, групп, сообществ в сфере права.

Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выступает, с одной стороны, в роли инструмента (критерий оценки деятельности), а с другой стороны, в роли механизма (этапы и методы осуществления деятельности).

В литературе сформулированы три правила функционирования правосознания. Первое правило: «соблюдай добровольно действующие законы и борись лояльно за новые, лучшие». Человек призван к внутреннему самоосвобождению в пределах закона, а не к внешнему самоосвобождению от них, как это имеет место в период революций, анархии и деспотизма и ведет к гибели государства. Второе правило: освободи себя внутренне посредством добровольного самообязывания и ищи свободу только через закон, что действительно необходимо и полезно для личности и общества, особенно если закон правовой, т.е. нормативно закрепляющий справедливость. Третье правило связывается с творческим характером правосознания, который проявляется как тогда, когда создаются новые качественные и эффективные правовые законы, так и тогда, когда они применяются к живым отношениям людей в соответствии с их подлинным смыслом и правовой совестью.

Таким образом, очевидно, что каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает; и как относится к нему – дорожит им, слушается его или нет. Правовое сознание служит источником правовой активности и внутренним регулятором юридически значимого поведения или механизмом его осуществления. Поскольку правое сознание есть результат соотнесения юридических явлений с общими нормами культуры, очевидно, что правосознание – это первоначальный фундамент правовой культуры личности. Правосознание всегда остается необходимой формой жизнедеятельности человека и общества, разумеется, желательно в своем положительном варианте. Правосознание как духовный орган, необходимый человеку, участвует так или иначе во всей его жизни, даже и тогда, когда человек совершает преступления, притесняет соседей, предает свою родину и т.д., ибо слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя душевно – духовное строение оказывается неверным. Человек, не знающий права (конституции и других законов) своего государства, ведет внеправовую жизнь, руководствуется стихийно возникающими самодеятельными представлениями о правах и обязанностях, присущими ему в той или иной степени от природы или приобретенными в результате практического опыта, в том числе «дурной практики». Если он не знает своих обязанностей и их пределов, то не в состоянии их соблюдать и бессилен перед произволом власти, уступает ей, проявляет покорность. Зная, что «можно», «должно», чего «нельзя», он может настаивать не только на своих естественных, прирожденных правах и свободах, на их принципиальной неприкосновенности и обеспеченности, но сможет требовать еще, чтобы они фактически соблюдались, были ограждены от нарушений и не попирались другими. Естественно, что правовое сознание является основой правовой культуры и можно говорить о том, что именно правовая культура начинается с правового сознания, которое является атрибутом любой адекватной личности.