Структура правоотношения.

 

Структура правоотношения является логическим продолжением содержания общественного отношения как такового, представляющего собой структурную совокупность связей, зависимостей и разграничений в процессе общественно значимой деятельности субъектов. В состав любого правоотношения всегда входят следующие элементы: а) субъекты правоотношения; б) объект правоотношения; в) юридическое (субъективное право и юридическая обязанность) и фактическое (реальное поведение субъектов) содержание правоотношения. При совпадении юридического и фактического содержания правоотношения развиваются нормально. При их несовпадении возникают конфликтные ситуации, которые часто приводят к правонарушениям.

Субъекты правоотношения. Под субъектом правоотношения принято понимать индивидов (физические лица) или организации (объединения людей), за которыми действующее законодательство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей.

Субъекты правоотношений отличаются большим разнообразием и подразделяются на две группы - индивидуальные и коллективные.

1. Индивидуальные субъекты (физические лица): граждане (при монархическом строе – подданые), то есть индивиды, обладающие гражданством (подданством) данной страны; иностранные граждане; лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды). Индивидуальным субъектом может быть не всякий человек. Для участия в правоотношении он должен быть не только признан в качестве такого управомоченным на то органом, а его правовое положение отражено в юридическом акте, но и обладать волей, сознанием, а также способностью отдавать ответ своим действиям.

2. Коллективные субъекты, в том числе юридические лица: а) государственные органы, организации, учреждения, предприятия; органы местного самоуправления; отечественные, иностранные, международные коммерческие организации (акционерные общества, частные фирмы и т.п.); некоммерческие организации (общественные и религиозные объединения, потребительские коперативы и др.); б) государство и его структурные единицы: государства в целом; государственные образования в федеративных государствах – субъекты федерации (штаты, земли и т.п.); административно-территориальные единицы (область, город, поселок и др.);

в) социальные общности – народ, нация, этнические группы, граждане избирательного округа и др.

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, его участники должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность – социально-юридическое свойство лица, имеющее две стороны – социальную и юридическую. Социальная сторона выражается в том, что правосубъектность – закономерный результат общественного развития, существующих в нем социальных связей: признания потребностей и интересов лица самим обществом. Юридическая сторона проявляется в формальной фиксации признаков субъекта права.

Правосубъектность – это общая, абстрактная способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через своего представителя субъективные права и юридические обязанности, то есть быть участником правоотношений. Не следует отождествлять правосубъектность как свойство лица, выражающееся в его потенциальной возможности иметь права и сами эти права, носителем которых лицо является именно в силу этих свойств. Правосубъектность – это самостоятельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями. Она свидетельствует о правовой способности лица быть носителем этих прав и обязанностей, то есть правосубъектность - не колличественное выражение прав субъекта, а постоянное гражданское состояние лица, не само обладание права, а предпосылка, способность приобретать и осуществлять субъективные права. Как юридическое свойство субъекта, не представляя еще реальных благ, она становится равной для всех без исключения. Содержание правосубъектности (набор субъективных прав) у каждого лица может быть разным, но сама правосубъектность у всех одинакова.

Правосубъектность предполагает наличие у участника правоотношения правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Правоспособность – это признаваемая государством потенциальная способность иметь предусмотренные законом права и обязанности .

В правовой теории и на практике различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную.

Общая правоспособность – принципиальная возможность иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных законом;

Отраслевая правоспособность - предусматривает возможность иметь комплекс прав и обязанностей, предусмотренных отраслевым законодательством;

Специальная правоспособность – способность субъекта обладать определенным комплексом прав и обязанностей, требующих некоторых дополнительных условий и свойств, необходимых для выполнения определенной деятельности (специальных знаний, стажа работы, определенного возраста и т.п.).

Дееспособность представляет собой установленную законом способность субъекта правоотношения своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности, как и правоспособности, определяются государством и закрепляются в нормативных правовых актах. Для того чтобы стать полноценным участником правоотношений, индивид должен совершать свои действия осознанно. Поэтому дееспособность зависит от возраста и психического состояния физического лица. Ею не обладают малолетние (до шести лет) и душевнобольные лица. За них выступают их законные представители (родители, опекуны, попечители).

Различают следующие виды дееспособности: полную, частичную и ограниченную.

а) полная – наступает с совершеннолетием, когда физическое лицо может осознанно совершать любые юридические значимые действия. Возможна и с 16 лет при вступлении в брак или при эмансипации, то есть несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по по контракту, если он с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда;

б) частичная – характерна для малолетних (от 6 до 14 лет), способных осознанно совершать мелкие бытовые сделки и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), способных распоряжаться своими заработками и иными доходами, поступать на работу и отвечать за некоторые наиболее очевидные правонарушения;

в) ограниченная – дееспособный гражданин может быть ограничен по решению суда , в случаях, когда вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство, и соответственно ограничивается самостоятельное совершение гражданских сделок. Получение заработной платы, пенсии и иных доходов и распоряжение ими. При отпадении оснований, решением суда такое ограничение отменяется. На основании решения суда отменяется также установленное над ним попечительство.

Действующее российское законодательство не признает добровольного – полного или частичного – отказа гражданина от правоспособности и дееспособности. Не признает оно и каких бы то ни было сделок, направленных на ограничение правоспособности или дееспособности. Они считаются ничтожными, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Признание лица полностью недееспособным допускается лишь в случае когда оно вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий и руководить ими. Недееспособность лица может устанавливаться только судом и в том порядке, который предусмотрен гражданско-процессуальным законодательством.

В случае признания лица полностью недееспособным в гражданско-правовых отношениях от его имени выступает опекун. Если основания, по которым лицо было признано недееспособным, отпадают, то по решению суда вновь признается его полная дееспособность и отменяется опекунство.

Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Ею обладают вменяемые и достигшие определенного возраста лица.

У государственных и общественных органов и организаций – субъектов права, как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью. Они возникают, осуществляются и прекращаются одновременно.

Юридическое лицо – не всякий коллективный субъект, а коллективный субъект в определенной отрасли деятельности – хозяйственной, социально-культурной, содержанием которой являются товарно-денежные отношения, участие в имущественном обороте. В качестве юридических лиц могут выступать государственные и общественные организации и учреждения, которые должны обладать специфическими признаками.

В теории выделяют статусообразующие признаки юридического лица и признаки, производные от статуса.

Статусообразующие признаки – признаки, наличие которых необходимо и достаточно для признания организации юридическим лицом. Такими признаками являются: а) организационное единство и автономия, то есть наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих подразделений для выполнения задач и функций, закрепленных уставом; б) имущественная обособленность, то есть имущество, находящееся в его распоряжении (собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении), обособлено от имущества ее участников и учредителей (самостоятельный баланс, смета затрат, уставной фонд и банковский счет). Важен не факт наличия имущества как такового, а сам принцип функционирования организации по распоряжению, использования и владению им; в) государственная регистрация.

Признаки, производные от статуса – это признаки, возникающие у организации вследствие наделения ее статусом юридического лица: а) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам; б) гражданская дееспособность – способность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности; в) процессуальная правоспособность – способность быть истцом и ответчиком в суде

Признаки второй группы организация приобретает в момент государственной регистрации, то есть в момент признания ее юридическим лицом. Только после приобретения в результате регистрции статуса юридического лица, организация получает право вступать в правоотношения от своего имени. Производные от статуса признаки не являются основанием для признания организации юридическим лицом. Их именуют свойствами юридического лица.

Таким образом, юридическое лицо – это организация, созданная путем объединения лиц и (или) имущества, зарегистрированная в установленном законом порядке, наделенная гражданской правоспособностью и дееспособностью, обладающая правом приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

С учетом различения сфер публичного права (вертикальные, властные отношения) и частного права (горизонтальные отношения) различают - юридических лиц частного права и юридических лиц публичного права.

Юридические лица публичного права – государственные органы, организации и учреждения, государственные предприятия, которые создаются распорядительным актом компетентных органов государственной власти. Они направляют свою деятельность на удовлетворение тех или иных непроизводственных потребностей – организационно-управленческих, социально-культурных, социально-бытовых и других. Отличительными признаками юридических лиц публичного права являются следующие: а) они имеют публичные цели и не стремятся к извлечению прибыли в качестве уставной задачи. Они могут заниматься и предпринимательской деятельностью, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствуют этим целям. (например, вуз может принимать за плату на обучение студентов с тем, чтобы полученная прибыль использовалась на повышение качества образования); б) деятельность финансируется за счет госбюджета (госучреждения) или бюджета общественных организаций, либо за счет добровольных взносов и пожертвований; в) обладают большей стабильностью, чем юридические лица частного права; г) не зависят от воли его членов - подчиненных и подотчетных лиц (например, правительство не может прекратить свое существование как орган исполнительной власти, даже если все его члены уйдут в отставку. Вместо ушедшего в отставку будет сформирован новый кабинет, то есть публичные организации продолжают функционировать как юридические лица и субъекты правоотношений).

Юридические лица частного права направляют свою деятельность на получение прибыли. Их отличительными признаками являются: а)они преследуют частные цели и интересы своих членов: вкладчиков, пайщиков, акционеров и могут прекратить свое существование по воле этих лиц (например, объявить себя банкротом). Последние являются полными представителями юридических лиц, их воля – воля юридического лица; б) финансируются, как правило, за свой счет; в) деятельность определяется уставными документами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Например, объем прав и обязанностей акционерных обществ открытого и закрытого типа различны. Акции первого распространяются путем открытой подписки и купли-продажи на биржах. Акции второго распределяются между основателями и не могут распространяться путем открытой подписи, покупаться и продаваться на биржах; г) отношения основываются на свободном волеизъявлении, диспозитивности и равенстве независимо от статуса; д) в сфере товарного производства и обращения функционируют на основе того же принципа, что и в сфере регулирования поведения физических лиц и деятельности общественных объединений: «разрешено все, кроме прямо запрещенного законом» (общедозволительный режим правового регулирования). В случае выхода деятельности за рамки товарного производства и обращения и перехода в сферу действия публичного права (государственная регистрация, взимание налогов и др.) вступает в действие принцип «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» (разрешительный тип правовового регулирования).

Правосубъектность юридических лиц – это правоспособность и дееспособность государственных и негосударственных организаций, предусмотренная нормативными правовыми актами и иными источниками права. Общим правилом является следующее: правоспособность и дееспособность юридического лица совпадают во времени и возникают с момента его создания (регистрации). Правоспособность юридических лиц является специальной (в отличие от физических лиц, которые имеют общую правоспособность): она определяется в их уставах и законодательных актах. Дееспособность осуществляется через руководящие органы юридических лиц (президент корпорации, генеральный директор, совет директоров).

Особым коллективным субъектом правоотношений является государство. Понятие правосубъектности лица к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения. Будучи организацией всего общества, государство призвано выражать публичные, общий интересы и, следовательно, действовать на основе норм публичного права.

За пределами и внутри страны государство является самостоятельным субъектом следующих публичных отношений: а) международно-правовых (заключает двусторонние и многосторонние договоры на основе норм публичного международного права; защищает личные и имущественные права своих граждан в случае их нарушения противоправными действиями на территории другого государства); б) конституционно-правовых (принимает в национальное гражданство); г) финансово-правовые (формирования и исполнение бюджета); д) уголовно-правовых (осуществляет борьбу с преступностью от имени государства) и др.

Иными словами, государство в публично- правовой сфере, выступает субъектом правоотношения, имеющим властные полномочия.

Вместе с тем государство выступает в качестве субъекта права в гражданском обороте на основе норм частного права. За пределами и внутри страны государство является участником частно-правовых отношений: а) в международных (заключает договоры на основе норм международного частного права); б) внутри гражданско-правовых (выпускает государственный заем, принимает передачу наследства в пользу государства, является субъектом права собственности на землю, леса, недра, предприятия и т.п.).

Государство участвует в сфере частного права наравне с гражданами и юридическими лицами. Вступая в частно-правовые отношения , государство утрачивает возможность проявлять публичную власть, не обладает властеотношением – своим сущностным признаком носителя публичной власти. Только за пределами гражданского оборота государство как субъект права должно оставаться публично-правовой организацией.

Следовательно, в частно-правовых отношениях государство выступает обыкновенным (но не властным) субъектом правоотношения, наравне с физическими и иными юридическими лицами.

Вторым элементом структуры правоотношения выступает содержание правоотношения, включающее в себя субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.

Субъективное право - это предоставленная и охраняемая государством мера возможного (дозволенного) поведения лица по удовлетворению своих законных интересов, предусмотренных объективным правом.

Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса упровомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его назначение и главная роль.

Содержание субъективного права раскрывается с помощью правомочий. Правомочие – это законодательно закрепленный элемент субъективного права, конкретизирующий свободу возможного поведения участника правоотношения.

Структура субъективного права включает следующие правомочия: а) возможность определенного поведения управомоченного лица: б) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; в) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); г) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью.

Следует отметить, что субъективное право – не только вид, но и мера возможного поведения. Государство устанавливает определенные границы в использовании предоставленного права. Нарушение этих границ, выразившееся в злоупотреблении правом, может составить содержание правонарушения. Субъективное право обеспечивается не только законом, но и корреспондирующими обязанностями других лиц. В противном случае это не субъективное право, а просто дозволенность.

Юридическая обязанность представляет собой предусмотренную законом необходимость должного поведения одного лица – субъекта правоотношения в интересах другого, упровомоченного лица. Обязанность – есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превращается в фикцию.

Юридическая обязанность имеет следующую структуру: а) необходимость совершать определенные действия или воздержаться от них; б) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; в) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнения этих требований; г) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.

Слагаемые юридической обязанности – это своего рода отдельные должествования: подобие правомочий в субъективном праве. Субъективное право одних лиц не может реализоваться иначе как через обязанности других. Обязанность со своей стороны, так же не может существовать сама по себе, она предполагает другую сторону, которая могла бы требовать ее исполнения. Как нет прав без обязанностей, так нет и обязанностей без прав – в этом суть юридического содержания правового отношения.

Субъективные юридические обязанности, как и субъективные права, строго персонифицированы. Они адресуются не абстрактному лицу или лицам, а возлагаются на конкретного участника или участников вполне определенных, конкретных правоотношений.

Неотъемлемым элементом структуры правоотношения, вытекающим из его предметности, выступает объект правоотношения. Необходимо отметить, что только его наличие вызывает необходимость возникновения и существования любого правоотношения. Отсутствие объекта лишает смысла существование любого правоотношения. В обществе нет и не может быть правоотношений не только бессубъектных, но и безобъектных.

В теории права существует два подхода к понятию «объект правоотношения»: монистический и плюралистический подходы.

Согласно монистического подхода, авторы полагают, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей, поведение участников правоотношения, так как именно на них направлено регулирующее воздействие юридической нормы. Иными словами, объет правоотношения для всех разновидностей правоотношений, складывающихся в различных отраслях права, единый. Данная точка зрения не нашла в отечественной науки должной поддержки.

Согласно плюралистического подхода, который поддерживается большинством ученых, объектом правоотношения является не само поведение, а те явления окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения друг с другом. Таковыми могут быть: а) материальные блага (вещи, предметы и ценности) – они характерны для гражданских правоотношений; б) нематериальные личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность личности) – типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений; в) поведение субъектов и его результаты ( действие или бездействие субъектов, услуги и т.п.) - характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания и др.; г) продукты духовного творчества ( произведения литературы, искусства, научных открытий, изобретений и т.п. – характерны для авторских, наследственных правоотношений и др. д) ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и т.п.) характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.

Таким образом, объект правоотношения (с позиции плюралистического подхода) - это явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица и выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого субъекты правоотношения действуют в рамках юридических прав и обязанностей. Категорию «объект правоотношения» следует отличать от категории «объект права». Под объектом права понимается предмет правового регулирования – социальная сфера, подвергаемая правовому воздействию.