Понятие и виды инкорпорации.

Инкорпорация - такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, не изменяется.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативных правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной инкорпорации различаются официозная, профессиональная и обыденная.

Официозная инкорпорация предполагает издание сборников нормативных правовых актов под эгидой государственного органа (государственного должностного лица), но без придания сборникам официального характера. Считается, что такие сборники составляются под контролем соответствующих государственных органов и должны наиболее полно и точно отражать состояние правового регулирования того или иного вида общественных отношений.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативных правовых актов.

В зависимости от принципа объединения нормативного материала различается хронологическая, предметная и смешаннаяинкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой нормативные правовые акты объединяются по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорция является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить сборники нормативных актов по отраслевому законодательству или регулирующих отдельные виды деятельности.

Смешанная инкорпорация представляет собой объединение хронологического и предметного критериев. Как правило, это проявляется в учетной инкорпорации.

Следует выделять три способа инкорпорации: учет, выборку и контроль.

Учет – способ инкорпорации, предполагающий создание динамической системы законодательства путем объединения в нее действующих источников права. Наиболее удобной формой учета в связи с развитием информационных технологий является электронная. Это выражается в функционировании различных справочных правовых информационных систем («Гарант», «Консультант» и т.п.) и банков данных в сети «Интернет».

Другим способом инкорпорации является выборка. Здесь речь идет о комплектации инкорпорационного сборника за счет объединения части нормативного материала.

Третьим способом выступает контроль. Здесь имеется в виду своевременное внесение в нормативные правовые акты изменений и дополнений, исключение утратившего юридическую силу нормативного материала.