Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.

Исто­рия государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они напрямую отно­сятся как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран – правовая (юридическая) наука, по­этому она входит в число основных учебных курсов, кото­рые представляют собой неотъемлемую часть и необходи­мый элемент высшего юридического образования.

Предметом истории государства и права зарубежных стран является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития – с другой. Ведь важно не только выявить тенденции развития права и государственного строя, но и грамотно аргументировать их. Таким образом, курс изучает два важнейших явления социальной истории: государство и право в их взаимосвязи.

В данном курсе мы исследуем не всемирную историю права (иначе пришлось бы рассматривать более двухсот существующих ныне стран), а лишь «всеобщую историю», которая имеет дело с наиболее общими законами истории государства и права. При таком взгляде на наш курс вполне можно сократить число государств, являющихся предметом изучения, и, тем не менее, объективно излагать историю того или иного государства или памятника права.

Традиционно в отечественной литературе принято выде­лять в истории государства и права четыре основные периода:

• история государственно-правовых институтов Древнего мира(IV тыс. до н.э. – V в. н.э.);

• история государственно-правовых институтов Средних веков(V в. – XVII – XVIII вв.);

• история государственно-правовых институтов Нового времени(XVII –XVIII вв. – конец XIX вв.);

• история государственно-правовых институтов Новейшего времени(XX в. – до настоящего времени ).

Вместе с тем на международной конференции «Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений» в Самаре (май 2001 г.) была предложена несколько другая периодизация:

1. Древний мир (тип государства и права, близкий к истокам).

2. Античный период – греко-римское классическое государство и право.

3.Средневековый период (европейский варварский тип и восточноисламский тип).

4. Новый и Новейший период – современный тип государства и права.

Вообще в современной литературе существует множество мнений в вопросах периодизации данной дисциплины (марксистско-ленинская периодизация, перио­дизация Д. Гэлбрэйта, волновая периодизация и др.). Предпринимают­ся попытки применить концепцию истории мировых цивилизаций А. Тойнби, но на этом пути встречается немало трудностей, поскольку одних цивилизаций необходимо учесть около трех десятков. Сегодня фактически каждый автор учебника претендует на свою периодизацию[1].

Отметим вместе с тем, что каждая из эпох представляет собой ис­торическую ступень в развитии государства и права. Авто­рами данного курса, например, учитывалось то обстоятельство, что эволюция древ­них и средневековых обществ Востока шла особым путем, отличающим его от развития античных рабовладельческих обществ и феодальных обществ Запада. Это и делает в значительной мере условными применяе­мые в лекциях понятия «древность» и «средневековье» в отношении стран Востока (данные понятия были нами использованы скорее в мето­дических целях – в силу необходимости периодизации огромного по времени исторического периода в развитии стран восточного мира).

Заметим также, что история государства и права зарубежных стран опериру­ет множеством фактов, конкретных событий политичес­кой жизни, деятельности государств, правительств, клас­сов, партий и пр., но она не представляет собой просто набор знаний о прошлом го­сударства и права, а ставит своей целью выявление закономерностей их развития. Конкретно-исторические закономерности развития го­сударства и права имеют ярко выраженную специфику по сравнению с закономерностями развития общества, ибо государство и право занимает в нем особое положение, обладая относи­тельной самостоятельностью.

Еще мыслители Античности пытались понять сущность власти, государства, законов, соотношение справедливости и права. Поэтому наука истории государства и права зарубежных стран (на Западе нередко именуемой всеобщей историей пра­ва, юридической историей, историей права и институтов и т.д.) имеет собственную историю. Знаменитые философы и правоведы Древней Греции и Древнего Рима утверждали, что монархия и суровые законы предпочтительнее тирании, где царит произвол и беззаконие. Они высоко ценили свободу мнений и принципы народовластия, а право понимали как меру свободы личности и государства.

Между тем, как самостоятельная область научного знания история государства и права берет свое начало с конца XVIII – начала XIX веков. Большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла ис­торическая школа права в Германии (Г. Пухта, Ф. Савиньи и др.), которая вела исследования главным образом по ис­тории римского и национального германского права. Затем труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох (Э. Лабуле и Р. Дареста – во Франции, Г. Мэна и Г. Спенсера – в Англии, А. Поста – в Германии, П. Г. Виноградова – в России и др.).

Широкое распространение историко-сравнительного метода во второй половине XIX – начале XX века способство­вало изучению истории государства и права уже в контексте экономических и социальных отношений. Важной вехой в развитии этого на­правления явились работы русского ученого М. М. Кова­левского, немецкого историка права Э. Нейкампа, амери­канского юриста О. Холмса и др. Это сделало возможным из­дание впоследствии таких фундаментальных работ, как многотомная «Исто­рия права» немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), «История права» (1924) американских правоведов Д. Вигмора и У. Сигля.

Пос­ле Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права опубликовали французс­кие ученые Ж. Эллюлъ, Р. Монъе, Ж. Имбер, и др. Весомый вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного пра­воведения (в частности, Р. Давид и др.).

Развитие историко-правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных кур­сов по истории национального (иностранного) пра­ва, или по истории права и политических институтов. Курс всеобщей истории права преподавался и в России еще с начала XIX века. Так, уже в 1804 году про­фессор Московского университета П. Цветаев читал курс «Право знатнейших древних и нынешних народов», а в начале XX века (1907 – 1908 гг.) профессор В. Г. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках[2]. По университетскому Уставу 1805 года он назывался «Права знат­нейших древних и нынешних народов». Затем предмет изучался по отдельным правовым «семьям» – славянское право, мусульманское право и др.

Впервые же всеобщая история права стала изучаться с 1842 года в Киев­ском университете по фундаментальному труду К.А. Неволина «Эн­циклопедия законоведения» (1839 г.), в котором всеобщая история за­коноведения составляла Особенную часть энциклопедии. Сама всеобщая история законов и законоведения подразделялась на Древ­нюю и Новую. В дореволюционной России предмет был разбит на от­дельные курсы: «История государствоведения» и «История права». В начальный период СССР история государства и права стала наукой, объеди­нившей оба курса, что многими оценивалось негативно. Академик М.М. Ковалевский пред­лагал сделать курс самостоятельным со своей собственной методоло­гией. Но произошло это только в 1940 году, когда были опубликованы первая программа и курс лекций, составленные П.Н. Галанзой. В 1944–1947 годах вышел в свет первый коллективный труд «Всеобщая история государства и права» (в четырех томах).

В то же время, став тогда самостоя­тельной, история государства и права зарубежных стран превратилась скорее в обществоведческую, чем юридическую науку. Вполне понятно, что это было обусловлено диктатом КПСС, устано­вившей обязательную марксистско-ленинскую методологию. Весь государственно-правовой опыт человечества рассматривался ис­ключительно с точки зрения социально-экономических отношений и классовой борьбы, что должно было подчеркнуть преимущества соци­алистического общественного устройства. Изучение непосредственно государства и права отодвигалось на второй план[3].Между тем уже тогда стало очевидно, что наука истории государства и права дает возможность не только глубже понять государственно-пра­вовые реалии современности, но и прогнозировать даль­нейшее развитие государства и права.