Учет особенностей российской экономики

Основные направления маркетинга

 

Наиболее общее положение теории маркетинга о том, что предпринимателям следует вкладывать средства в производство или сбыт товаров, которые пользуются спросом на рынке, действует и на российском рынке, но с учетом экономического положения страны в конце 90-х гг. В условиях глубочайшего экономического кризиса Россия с начала реформ не имела достаточных средств на инвестиции для обеспечения не только расширенного, но и простого воспроизводства. Даже если с 2000 г. начнется оздоровление экономики, еще достаточно длительный период страна будет испытывать недостаток средств и низкую мобильность капиталов, что не даст возможности свободно следовать принципам маркетинга, действующим в странах со стабильной экономикой.

На начальном этапе оздоровления экономики большинство промышленных предприятий будет вынуждено выпускать товары с использованием имеющейся производственной базы при ограниченных средствах на ее модернизацию, что не позволит им оперативно реагировать на изменение требований внутреннего и внешнего рынка.

Маркетинговые службы российских предприятий будут вынуждены исследовать рынок, определяя возможность удовлетворения его потребностей с оглядкой на технологические возможности своих предприятий и с учетом ограниченности средств на перестройку производства. Независимые коммерческие организации, ориентированные на сбыт продукции российских предприятий, также должны будут при маркетинговых исследованиях учитывать ограниченные возможности поставщиков. В таких условиях маркетинговые исследования должны быть направлены, с одной стороны, на определение таких сегментов рынка, в которых российская продукция может иметь спрос, с другой — активно искать партнеров по развитию производственных и сбытовых кооперационных связей с партнерами из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Наибольшие возможности в использовании принципов маркетинга имеют коммерческие структуры, занятые импортом и сбытом в России зарубежных товаров, поскольку иностранные поставщики имеют большие возможности реагировать на спрос российского рынка. Однако, к сожалению, эти структуры еще не обладают достаточными знаниями приемов маркетинга и опытом коммерческой работы, наводняя российский рынок низкосортной продукцией и создавая труднореализуемые залежи товаров. Исключением из этой практики являются импортеры высокотехнологичной продукции: средства мобильной связи, вычислительной техники, некоторых видов медицинского оборудования и т.п.