Общие сведения о маркетинге

 

В период рыночных реформ, в условиях ограниченных инвестиционных возможностей, очень важно вложить средства в развитие производства и сбыт наиболее эффективных и перспективных для продажи товаров, что невозможно без детального исследования рынка с точки зрения действующего и перспективного спроса на них в конкретных частях рынка.

По мере развития экономики, роста производительных сил и обострения проблемы сбыта поставщики и продавцы товров вынуждены переходить от ориентации на общие требования рынка к активному воздействию на процесс производства товаров и на сам рынок на основе комплексного изучения его условий. Такая целенаправленная деятельность получила название «маркетинг» от английского слова «market» («рынок»).

В зарубежных странах и в России маркетинг стал предметом серьезных научных разработок. Изложение теории маркетинга не входит в программу учебника, поскольку ее основные положения достаточно разработаны зарубежными и российскими маркетологами. Заказы на маркетинговые исследования и разработку комплексных мероприятий по сбыту товаров выполняет множество специализированных консультационных фирм. В учебнике рассматриваются, в основном практические выводы из теории маркетинга применительно к условиям российской экономики.

Цель маркетинга — достижение не эпизодических, а стабильных результатов на достаточно длительный период времени, во всяком случае не менее 5—10 лет. Любая производственная или торговая организация должна определить для себя главную задачу маркетинговой деятельности в конкретных цифрах, чтобы можно было проверить и оценить достигнутые результаты. Это могут быть общие объемы продаж, величина прибыли, самоокупаемость, возможность выполнения обязательств перед акционерами. Конкретизация цели особенно важна ввиду необходимости ведения контроля соотношения затрат на маркетинговые мероприятия и результатов коммерческой деятельности.

Маркетинг всегда должен носить комплексный характер, т. е. представлять собой систему действий по оценке собственных возможностей и конкурентоспособности сбываемых товаров, по анализу состояния и прогнозированию рынка, по регулированию изготовления и сбыта товаров, включая активное воздействие как на производителей, так и на потребителей.

Маркетинговая деятельность предприятия и торговой организации должна всегда осуществляться на основе применения программно-целевого метода, по которому любое действие должно способствовать решению текущих и перспективных задач, а любая ситуация, возникшая на рынке, должна рассматриваться с точки зрения решения этих задач. Маркетинг должен стать идеологией организации управления предприятий и коммерческих фирм, нацеленных на внутренний или внешний рынок. Поэтому на предприятии или фирме вторым лицом после генерального директора следует поставить заместителя по коммерческой работе (маркетинг-директора).

В экономической литературе маркетинг обычно ассоциируется с проблемами сбыта товаров. Однако на практике коммерсанты весьма часто встречаются с необходимостью изучения рынка продавцов, что также требуется для повышения эффективности процессов производства и обращения. Поэтому в этой главе будут особо выделены проблемы изучения рынка с целью приобретения товаров.

Для практического использования маркетинга очень важно иметь представление о видах товаров и их основных потребительных свойствах, обобщающим показателем которых является конкурентоспособность товаров.